Формула Будущего - чемпионат по водно-моторному спорту среди детей и подростков.

О водно-моторном спорте: история, правила, соревнования

Что такое водно-моторный спорт. Со скольки лет можно участвовать в соревнованиях. Какие правила в водно-моторном спорте.

Опубликовано 18 декабря 2022г. 10:02 271 просмотр
0
0
Скопировать
Telegram
OsborneDsds
OsborneDsds 2 подписчиков

Соревнования, проводимые на воде на водном транспорте – увлекательное зрелище для зрителя, увеличение дозы адреналина и эмоций для участника.

Что такое водно-моторный спорт?

Водно-моторный спорт – состязание спортсменов на скорость на водном транспорте, приводящегося в движение моторами. Этот вид спорта относится к техническим дисциплинам, объединяет в себе состязания в категориях на спортивных, надувных, гоночных, с воздушным винтом суднах. 

Разнообразие видов транспорта дает спортсмену шанс занять свою нишу и прочно занять в ней лидирующее положение. 

Водно-моторный спорт доступен каждому, в том числе детям. 

Гонки и чемпионаты проводятся после согласования с Международным Союзом Водно-моторного спорта (UIM) и под его координацией. В Союзе состоит более 60 стран мира.

История появления и развития водно-моторного спорта?

Первая моторная лодка появилась в 1886 году, благодаря немецкому изобретателю Г. Даймлеру. Он собрал и провел испытание первого катера, дав ему название «Неккар». Первые соревнования на этих катерах прошли в 1889 году во Франции на базе Парижского парусного клуба. После этого гонки на водном транспорте получили распространение в Европе, Америке и Австралии. В 1902 году в Великобритании создана первая Морская Мотоассоциация. Годом позже, в 1903 году образован яхт-клуб «Колумбия», сегодня известна как Американская ассоциация мотолодок.

В России считается, что водно-моторный спорт появился в 1904 году, после гонок по Старой Невке, организованных  Петербургским яхт-клубом, основанным в 1718 году Петром 1. К этому году яхт-клуб насчитывал девятнадцать моторных судов, а к 1909 году – сорок.

Приближенные к современным скутерам, первые модели были разработаны в 1970 году. Однако они использовались недолго из-за громоздкого мотора и попадания в него воды. Дальнейшие разработки позволили создать мощные морские байки – гидроциклы. Состязания в этом классе начали проходить с выполнением опасных маневров и трюков.

Историческая справка

Год

Исторические факты

1900

Создан первый катер на бензиновом моторе, способный развить скорость в 13 км/ч.

1906

В рамках ежегодной открытой гонке в Риге прошли первые состязания моторных судов после гребных соревнований.

1907

В международных соревнованиях на реке Рейн принял участие инженер Луцкий на судне «Царица».

1908

Водно-моторные гонки состоялись в рамках программы летних Олимпийских игр в Англии.  
В этом же году в России начали производство первого гидроплана.  
 

1910

Выведен первый российский свод правил.

1922

Организован первый водно-моторный международный союз (U.I.M), который обязан был организовывать и проводить чемпионаты среди водного транспорта.

1937

Всесоюзный комитет физкультуры и спорта открыл первую секцию по водно-моторному спорту.

1938

Проведено Первое первенство СССР на Химкинском водохранилище в Москве.

1959

Образована Федерация водно-моторного спорта СССР.

1962

Гонщики Д. Шульц и А. Молинари изобрели первые спортивные катамараны.

1969

Федерация водно-моторного спорта вступила в Международную Ассоциацию по этому виду спорта и получила доступ к участию в чемпионатах Европы и мира.

1971

Сборная СССР участвовала в чемпионате Европы во Франции.

1972

Сборная СССР состязалась с другими странами на  чемпионате мира в Италии.

1981

Проведен первый чемпионат на катамаранах в классе скутеров. Состязание проводилось по аналогу гонок «Формула-1»

Какие транспортные средства участвуют в водно-моторных соревнования

К соревнованиям допускается водный транспорт, разделенный по классам и отвечающий требованиям категории по габаритам, весу судна, объему двигателя и мощности. Двигатель может быть подвесным или стационарным. Класс судна обозначают специальными символами. 

К соревнованиям не допускается транспорт, с установленными дополнительными подводными крыльями и другими устройствами. Они создают водяную завесу и ограничивают обзор другим участникам заезда.

Спортивная мотолодка – лодка с подвесным мотором. Для них прописаны ограничения по габаритам и весу корпуса. Для повышения устойчивости судна, возможна надстройка 25-сантиметрового киля, а также поместить балласт внутри корпуса. Сиденье гонщика жестко фиксируется на корпусе судна.

Водный скутер – судно со встроенным бензиновым или газовым мотором. Спортсмен во время гонок стоит на коленях или принимает позу – лежа.

Глиссер - судно, со стационарным двигателем, помещенным внутрь корпуса. Мотор закрывается капотом. Допускаются к состязанию судна с двигателем на любом топливе, любой конструкции корпуса, исключая V-образную.  

Перед стартом все лодки проходят техническую комиссию.

Технические характеристики гоночных судов

КлассОбъем мотора, см3Масса, кг без/с спортсменомДлина, мШирина, мГлубина кокпита, мПримечание 
CH-175до 175120/-3,11,250,35-
СН-250до 250140/-   -
C-350до 350180/-3,5-0,35-
C-500до 500260/-3,75-0,4-
JT-250до 265160/-3,11,250,35Только однокорпусное судно. Разрешен подвесной двигатель российского  производства.
GT-15-210/-3.11,350.35

Только однокорпусное судно.

 

GT-30-250/-3,51,350,4
T-550406 - 550265/-3,751,300,4Только однокорпусное судно. Разрешен подвесной двигатель российского  производства с объемом и мощностью, соответствующего класса.
C-550351 - 550260/-3,70--Не допускается однокорпусное судно. Корпус должен быть с катамаранными обводами. 
Р 1500до 1500350/-от 4,5--

Корпус из любого материала, без дополнительных подвесных конструкций.

 

Р 20001501-2000390/-от 4,8--
Р 25002001-2500420/-от 5,1--
О 125до 125-/170---Корпус скутера должен иметь трехточечную конструкцию. Разрешен только одноцилиндровый мотор.
О 250176-250120/190---

Корпус скутера должен иметь трехточечную конструкцию, со специальной защитой гонщика.

 

О 350251-350130/210---
О 500 351-500180/260---
О 700501-700180/260---

Виды программ, которые включены в соревнования по водно-моторному спорту 

В начале зарождения водно-моторного спорта соревнования проводились в виде кольцевой гонки. На сегодняшний момент этот вид спорта включает три программы: 

  • кольцевые гонки; 
  • параллельный слалом;  
  • фристайл фри. 

Цель всех состязаний – пройти трассу заданной протяженностью за короткое время.  

Однако может возникнуть ничья: 

  • при одновременном пересечении линии финиша двумя и более суднами; 
  • при наборе спортсменами равного количества очков. 

В этом случае победителем является тот, кто набрал большее количество баллов по результатам последнего заезда или этапа.

Кольцевые гонки 

Состязание состоит из преодоления от 12 до 15 поворотов за самое короткое время. Места поворотов справа и слева обозначены красными и белыми буями соответственно. Победитель тот, кто придет к финишу первым.

Параллельный слалом 

Проводится на время в несколько заездов. Трасса размечена в виде прямоугольника с размещенными внутри буями красного цвета, которые нужно преодолеть на пути к финишу.

Фристайл фри 

Произвольная программа с выполнением различных трюков и сальто. Некоторые элементы являются частью программы и по ним идет оценка спортсмена.

Правила участия в гонках 

Любые соревнования проводятся по определенным правилам. Правила для водно-моторного спорта разработаны «Федерацией водно-моторного спорта России». Оценку хода проведения гонок дает судейская коллегия, которая состоит из: 

  • главного судьи и его заместителей; 
  • главного секретаря; 
  • начальника трассы; 
  • судей разного функционала. Например, хронометрист, технический контролер, комментатор, судьи на старте и финише и другие.

Правила для водно-моторного спорта: 

  • разрешено движение только против часовой стрелки. За нарушение – дисквалификация; 
  • передвигаться по воде разрешено только с помощью мотора или весла; 
  • все буйки обходить только с правой стороны; 
  • при повреждении или разрушении буя спортсмен полностью возмещает его стоимость организатору. Частичное повреждение буя наказывается штрафным кругом, полное разрушение – удаление с трассы; 
  • все участники должны обеспечивать безопасное движение друг другу и избегать столкновений. Преднамеренное столкновение влечет за собой дисквалификацию; 
  • судна, движущиеся навстречу друг другу, должны разъезжаться левыми бортами. Если траектории пересекаются, то спортсмен пропускает помеху справа; 
  • после пересечения финишной прямой гонщики обязаны подчиниться указаниям главного судьи, запрещено создавать препятствия для других судов, направляющихся к линии финиша.

Какова длина гоночной трассы? 

Трасса – закрытый маршрут для проведения состязаний. Дистанция на ней – то расстояние, которое необходимо преодолеть спортсмену за один заезд или гонку. Схема трассы утверждается главным судьей. 

Участники кольцевой гонки стартуют и финишируют на одной прямой. Трасса, с длинной круга от 1000 метров, имеет 12-15 буйков. Для юношеских групп возможно укорочение трассы, но не менее 500 метров при старте с места, не менее 300 – при старте с ходу. 

Для спортивных судов "S", "Т(GT)", "Р предельно допустимая длина прямого участка не должна превышать 600 метров, при этом длина круга – 1000-1500 м, длина трассы – 12-17 км. 

Для скутеров установлена длина трассы 6-8 км, при этом круг составляет не менее 1500 м. Для юношеского класса длина трассы такая же, но круг должен быть протяженностью 800-1100 метров.

Что включено в обмундирование спортсменов? 

Допуск к соревнованиям в водно-моторном спорте дается только при наличии специального обмундирования, включающего: 

  • комбинезон из прочной, огнезащитной ткани; 
  • спасательный жилет яркого цвета, с воротником и защитой от ударов для спины, ремни должны быть расположены спереди, сзади, по плечевому поясу. Кроме этого жилет должен выдерживать на плаву 7,5-9 кг, обеспечивать расположение человека лицом вверх при нахождении в воде; 
  • защитный шлем яркого цвета.  

На жилет и шлем наносятся ФИО спортсмена, его группа крови, резус-фактор. Другие надписи не допустимы.

С какого возраста и на каких суднах допускают к соревнованиям? 

Согласно положению российской «Федерации водно-моторного спорта» состязания проводятся в классах лодок: СН-175, СН-250, СН-350, С-350, С-500, СТОК-350, ОН-350, ОН-500, Р-1000, Р-1500, Р-2000, Р-2500, О-500, Т-550. 

Международные состязания проводятся в классе О-050 (гоночные скутера). К нему относят катамаран с капсулой безопасности с мотором, имеющим не более 4 цилиндров, развивающего скорость около 160 км/ч. Корпус производится из кевлара.

Возрастная категория

Класс судна

Характеристика судов

 

 

Юноши

СТОК-350Килевая лодка с мотором до 350 см3. Возможна установка гоночного редуктора, зажигания.
СН-175Килевая лодка «Ветерок-8». Рабочий объем мотора 175 см3, мощностью 8 л.с.
СН-250Килевая лодка «Ветерок-12», мотор 12 л.с., объемом 175 см3.
JT-250Килевая лодка с мотором до 250 см3 иностранного производства, мощностью до 60 л.с.
СН-350Килевое судно с мотором «Нептун-23» мощностью 18, 20, 23, 25 л.с.  и объемом мотора 346,6 см³.

 

 

 

Взрослые

С-350Судно любой конструкции, с объемом двигателя 350 см3.
С-500Судно любой конструкции, с объемом двигателя 500 см3.
ОН-350 – скутер Судно оснащено форсированным двигателем отечественного производства объемом до 350 см3 с 1-2 цилиндрами. Корпус – любая трёхточка. 
ОН-500 – скутер Судно оснащено форсированным двигателем отечественного производства объемом до 500 см3 с 1-2 цилиндрами. Корпус – любая трёхточка.
Р-1500, Р-2000, Р-2500 - глиссерыДопускается двигатель любого производителя, но с ограничением объема. Для Р-1500 – от 1001 до 1500 см3, Р-2000 – от 1501 до 2000 см3, Р-2500 – от 2001 до 2500 см3. Должны  быть усилены фальшборта и спинка кокпита листом стали более 1 мм.

Какие чемпионаты проводятся в водно-моторном спорте?  

Соревнования для взрослых  

Постепенно любительские заезды переросли в международный спорт. Среди взрослых проводится:  

  • Pro Watercross Tour;  
  • Чемпионат Европы;  
  • Чемпионаты отдельных стран;  
  • Международный Чемпионат в трех классах. 

 Женщины и мужчины соревнуются в отдельных категориях.

Формула Будущего  

Формула будущего (FF) – международные соревнования в детско-юношеском классе, проводимые на надувных суднах с жестким днищем. К соревнованию допускаются дети и подростки возрастом 6 до 18 лет.   

Судна оснащаются подвесным двухтактным двигателем мощностью 5-8 л.с. или четырехтактным – 10 л.с. для спортсменов 1-3 класса категории «Д» (дети 6-13 лет).  

Для 4-5 класса (подростки 14-18 лет) судна комплектуются подвесным мотором 10-15 л.с. и имеют ручное управление. Движение на трассе происходит без присутствия инструктора.  

Состязание в детско-юношеском классе проходит в 2 этапа:  

  1. Маневрирование – проезд буйков и заезд в ворота. В одни из ворот спортсмен должен заехать задним ходом. Одиночный заезд, причем все дети соревнуются на одном судне поочередно.  
  2. Параллельный слалом. В заезде участвует два судна, на параллельных трассах. После первого заезда гонщики меняются трассами и суднами.  

В Формуле будущего проводится два заезда. Победитель определяется по наименьшему суммарному времени прохождения трасс.  
Кроме этого все спортсмены соревнуются на ловкость вязания морских узлов.

Продолжительность соревнований по водно-моторному спорту  

Соревнования в водно-моторном спорте проводится несколько дней. В среднем 3-4.  

1 день – приезд, регистрация, тренировка.  

2 день – гонки для юношеского класса.  

3 день – гонки для взрослого класса в категориях мужчины/женщины.  

Четвертый день оставлен для резерва на случай непредвиденных погодных или иных условий.  

Состязание состоит из трех заездов. Победитель в категории становится тот, кто набрал лучшие результаты по итогам двух заездов.  

Читайте также:

Оцените публикацию
Средний рейтинг 0
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и написать комментарий!
0 комментариев
По новизне
Самые новые
Самые популярные
avatar-blank