Горный велосипед (МТБ) был разработан для езды по горному рельефу, пересеченной местности, бездорожью. Конструктивные особенности делают его более проходимым в сложных дорожных условиях, обеспечивают более комфортное и точное управление.
Отличительные особенности горных велосипедов
Езда по бездорожью и горной местности требует не только сноровки велосипедиста, но и особых конструктивных особенностей и наличия специальных узлов, облегчающих движения байка. Они и отличают горные байки от шоссейных, дорожных, трековых велосипедов.
К основным отличительным особенностям горного байка являются:
- установленная передняя амортизационная вилка;
- наличие заднего амортизатора. В виде исключения задний амортизатор может устанавливаться на женский велосипед, но это встречается крайне редко;
- установка широких, толстых покрышек с крупным протектором;
- добавлены пониженные передачи;
- дисковые тормоза;
- усиленный двойной обод колеса;
- прямой руль;
- заниженная геометрия рамы со смещенной вперед посадкой.
Все перечисленные отличительные характеристики позволяют байку легко подниматься в гору, преодолевать препятствия, совершать прыжки, при этом иметь высокую надежность при нагрузках.
Преимущества и недостатки горных велосипедов
Конструктивные особенности горного велосипеда дают ему свои преимущества перед другими видами байков:
- снижена тряска велосипеда;
- облегчен подъем в гору;
- хорошее сцепление шин с грунтом, травой, соответственно улучшен контроль за траекторией движения;
- уменьшено сопротивление качению при наезде на неровности (камни, выбоины, корни и т.д.), значит, не существенно снижается скорость при езде.
При всех преимуществах, есть всё же пара-тройка недостатков:
- большой вес из-за установки подвески колес и комплектации широкой резиной;
- невысокая скорость на обычной асфальтированной дороге. Это связано с плохой аэродинамикой байка, низкого сопротивления качению;
- снижена мощность педалирования, что требует больших энергозатрат от велосипедиста.
Несмотря на недостатки, горный велосипед не теряет популярности даже среди любителей городской езды.
Виды горных велосипедов по типу подвески
Горные байки отличаются не только от других видов, но и имеют различия внутри своего класса. Внутри своего класса они мало отличаются формами и дизайном. Однако горный велосипед имеет классификацию, в зависимости от наличия или отсутствия амортизаторов: ригид, хардтейл, двухподвесной.
Ригид
Ригид (rigid – жесткий) – модель без амортизационной вилки и задней подвески. Амортизатор заменен легкой, жесткой вилкой. Это облегчает вес велосипеда и увеличивает скорость езды на ровной дороге, но снижает проходимость на бездорожье.
Двухподвес
Двухподвес – велосипед, оснащенный передним и задним амортизатором. Двойная амортизация усиливает контроль на неровностях, смягчают удары, снижает дрифт, обеспечивая более комфортную езду. Чаще всего двухподвесы используют для спортивной езды в горах, холмистой местности.
В этой группе выделяют велосипеды со встроенным в задний треугольник рамы амортизатором. Но такие модели встречаются редко.
Основной недостаток двухподвеса – высокая стоимость.
Хардтейл
Хардтейл (hard tail – жесткий хвост) – горный байк, оснащенный только передним амортизатором. Такая модель самая популярная среди велосипедистов. Хардтейл используют как для езды по бездорожью, горной местности, так и в городских условиях.
Найнеры
Найнеры не выделяются в отдельный тип или класс горного велосипеда. Слово найнер образовано от английских слов Twenty Nine(er) или Two Nine(er), дословно означает, что на байк можно установить колеса размером 29”. Если конструктивно возможно на МТБ установить колеса размером в 29”, то он станет найнером.
Общая сравнительная характеристика горных велосипедов по типу подвески
Вид велосипеда | Преимущества | Недостатки |
---|---|---|
Ригид |
|
|
Двухподвес |
|
|
Хардтейл |
|
Не найдены. |
Разновидности горных велосипедов по назначению
Горный велосипед внутри своего класса имеет несколько разновидностей, в зависимости от назначения.
Для кросс-кантри
МТБ для кросс-кантри – велосипед для интенсивной езды по бездорожью, который легко и быстро преодолевает сложности дороги: подъемы/спуски, технически сложные участки. К такому типу байков предъявляют повышенные технические требования:
- легкий вес от 8 до 14 кг, при этом сохраняя прочность и жесткость;
- точность и надежность при переключении передач под нагрузкой;
- быстрое контролируемое торможение, без нагрева тормозных дисков;
- улучшенная амортизация, которая позволяет не терять скорость, тратить лишние силы при пересечении неровностей.
Велосипеды для кросс-кантри самые дорогие в своем классе. Их выбирают, как правило, те велосипедисты, спортсмены, которые ценят в байке легкий вес в сочетании с прочностью, способность работать практически в любых условиях.
Для даунхилла
Для даунхилла или скоростного спуска по бездорожью с преодолением резких поворотов, трамплинов, торчащих камней и корней, ям выпущены узкоспециализированные велосипеды. Их конструктивные особенности:
- руль изогнутой формы;
- тяжелая, прочная, удлиненная рама;
- чуткие дисковые тормоза;
- наличие переднего и заднего амортизатора;
- широкие колеса;
- малое количество скоростей.
Велосипеды для даунхилла имеют самый высокий показатель амортизационного хода вилки в 170-300 мм.
Эндуро
Эндуро (enduro) – горный велосипед, предназначенный для крутых горных спусков. Они способны взять на себя любые удары и высокие нагрузке при спуске по любому грунту.
Особое внимание в оснащении этого байка выделено тормозной системе. Безопасный спуск вниз обязательно связан с частым использованием тормозов, которые способны перегреваться. Перегрев снижает эффективность торможения и способствует испарению тормозной жидкости.
Чтобы этого не происходило, тормозная система комплектуется тормозными колодками с массивным радиатором, дополнительно охлаждающего тормозную систему.
Трейловый велосипед
Трейловый велосипед – сочетание комфорта и спорта. Более компактная рама, но высокая рама чем у кросс-кантри позволяет использовать его для прогулок и любительских соревнований.
Трейловый велосипед изготавливают в основном двухподвесные с изменяемым ходом амортизатора в диапазоне 120-170 мм. Его отличает более высокий вес, чем у кросс-кантри, за счет прочной и усиленной рамы, усиленных колес и шин.
Несмотря на то, что этот велосипед предназначен для спусков вниз или горизонтальной езды, на нем можно без труда заехать на возвышенность, используя блокировку подвески и меняя ход амортизатора.
Для фрирайда
Велосипед для фрирайда – что-то среднее между моделями дайнхилла и кросс-кантри. Это тяжелый и прочный байк предназначен для высоких нагрузок. Как правило, это двухподвесные велосипеды с жесткими амортизаторами. На нем можно спокойно передвигаться на большие расстояния и совершать любые прыжки.
Кроме этого есть ещё несколько отличительных особенностей:
- амортизаторы имеет ход до 200 мм;
- упрощенная трансмиссия, имеющая 7 задних передач и одну переднюю звездочку;
- переднее колесо чуть выкинуто вперед для большей курсовой устойчивости.
Для дерт-джампинга
Дерт-джампинг (dirt-jumping) – езда и прыжки по грязи. МТБ для дерт-джампинга предназначены для проезда трасс с земляными трамплинами и искусственными препятствиями, исполнения трюков с прыжками. Конструктивные особенности этого байка:
- низкая жесткая рама, вытянутая вперед;
- оснащение только задним тормозом;
- небольшой размер колес в 20 дюймов;
- большой вес при небольших размерах;
- наличие только одной передачи.
Фэтбайк
Фэтбайк (fatbike) дословно переводится – жирный велосипед. Это горный велосипед с толстыми покрышками (от 3,5 до 5,2 дюйма). Основное преимущество такого велосипеда – высокая проходимость по сыпучему, рыхлому, твердому грунтам, а также по снегу и траве.
Недостаток фэтбайка – тяжелые колеса. Они не позволяют велосипеду быстро набирать скорость, делает его менее маневренным и управляемым на технически сложных участках дороги из-за большого момента инерции.
Для прогулок
Прогулочный горный велосипед предназначен для легких нагрузок, таких как катание в парке или природе, занятий фитнесом по грунтовым дорогам.
Прогулочный байк имеет большую схожесть с моделью кросс-кантри, однако имеет свои особенности:
- комфортная вертикальная посадка, которая снижает напряжение мышц спины при езде;
- легкая алюминиевая рама, двухободные колеса;
- наличие от 21 до 27 скоростей.
Несмотря на большую схожесть с кросс-кантри, прогулочный велосипед не подходит для жесткой езды.
Комфортный горный велосипед
Комфортный велосипед изготавливается для велосипедистов, больше ценящих комфорт передвижения, нежели скорость. На таком МТБ велосипедисты отправляются любоваться красотами природы.
К конструктивным особенностям относят:
- наличие подседельного штыря с амортизацией;
- широкое седло на пружинах;
- вынос руля с регулировкой высоты;
- небольшое количество передач (3-7).
Рама комфортного велосипеда укорочена по длине с высоким рулем для обеспечения высокой посадки без сгибания спины. Такая особенность важна для велосипедистов пожилого возраста и имеющих проблемы со спиной и позвоночником.
Специализированные модели горных велосипедов
Электровелосипед
Электровелосипед – велосипед с установленным электромотором. Выделить отдельный класс для них невозможно, потому что электромотор активно устанавливают на кросс-кантри, трейл и эндуро и другие. На электровелосипеде можно с легкостью преодолевать сложные участки пересеченной местности, отправиться в дальнюю поездку, затрачивая при этом меньше сил и времени.
Оснащаются электробайки усиленной трансмиссией, тормозами, рамой и амортизационной вилкой. Некоторые модели имеют два независимых моторчика, улучшающих проезд сложных участков бездорожья.
Компактный велосипед
Главное отличие компактного велосипеда от других МТБ – увеличенная рама, имеющая складной механизм, позволяющий складывать велосипед вдвое. Кроме этого некоторые производители добавляют складные педали и руль, быстросъемные колеса. По модификации он может относиться к любой разновидности, однако неизменным остается только размер колес от 24 до 28 дюймов.
Компактный велосипед предназначен для передвижения по умеренному бездорожью без экстремального катания.
Читайте также: