Велокросс - один из самых распространенных видов велосипедного спорта.

Велокросс как вид спорта: история, экипировка, модели велосипедов

Что такое велокросс и циклокросс, история развития данного вида спорта, основные характеристики велосипеда для велокросса, сравнение моделей

Опубликовано 5 января 2023г. 10:20 271 просмотр
0
0
Скопировать
Telegram
OsborneDsds
OsborneDsds 2 подписчиков

Что такое велокросс и циклокросс

Гонки на велосипедах имеют много разновидностей, среди них велокросс и циклокросс.

Велокросс – состязание спортсменов на скорость на специальных велосипедах (гибрид горного, шоссейного и дорожного байка) по гоночной трассе, состоящей из участков с разными дорожными условиями: от асфальтовых покрытий до бездорожья. Участки, которые спортсмен не может преодолеть на велосипеде, проходит пешком, неся свой инвентарь на плече. 

Соревнования проводятся при любых погодных условиях.    

В профессиональном спорте введено понятие «циклокросс» - гонка по замкнутому кругу на дистанции в 2,5-3,5 км, где спортсмен 90% времени едет, остальное – спешивается, несет велосипед на себе. Особенность циклокросса в том, что результат гонки измеряется количеством пройденных кругов, необходимости спешиваться для преодоления преград (грязи, сыпучей поверхности, преград, высотой до 40 см). Дистанция имеет специальную зону для ремонта или замены велосипеда.

Для участия в циклокроссе допускаются спортсмены на специальном циклокроссовом велосипеде. Он схож с гибридом, однако имеет свои конструктивные особенности.

Средняя продолжительность гонки для женщин – 40 минут, мужчин – один час.  

Состязания по велокроссу проводятся в зимний период с сентября по март, чтобы спортсмены могли принять участие в шоссейных гонках. 
Наиболее популярен циклокросс в европейских странах: Бельгия, Франция, Нидерланды, а также США.

История спорта, как развивался велокросс

Родиной велокросса считается Франция. В 1902 году рядовой французской армии Даниэль Гуссо организовал и провел первый чемпионат Франции гонок по пересеченной местности на велосипеде. Его идею поддержали соседние страны. В 1910 году Бельгия провела свою первую гонку, после эстафету приняла Швейцария (1912 г), Люксембург (1923 г), Испания (1929 г), Италия (1930 г).

На международный уровень велокросс вышел в 1924 году, после проведения в Париже международных гонок Le Critérium International de Cross-Country Cyclo-Pédestre. Однако первым мировым чемпионатом считается проведенный во Франции в 1950 году. На нем победу одержали французы, последующие семь лет чемпионом становился бельгийский гонщик Эрик де Фламинк.

История велокросса в США начинается в 1963 году с проведения первого национального чемпионата в штате Иллинойс. Далее гонки проводились до 1969 года на территории Среднего Запада. А в 1970 году велокросс стал набирать популярность на восточном побережье в Калифорнии и Новой Англии. 

С 1975 года, после проведения национального чемпионата в Беркли (Калифорния), соревнования такого класса проводятся ежегодно.
В России велокросс не получил большого интереса, так как не входит в программу Олимпиады и не имеет финансирования со стороны государства. Поэтому соревнования по этому виду спорта проводятся только на региональных чемпионатах. 

Организация и проведение чемпионатов проходит под руководством Международного союза велосипедистов.

Известные личности велоспорта

Эрик де Фламинк. Первый семикратный чемпион велогонок.

Свен Нис. Дважды чемпион мира по циклокроссу, обладатель 7 кубков мира. Одержал победу в более чем 140 состязаниях разного уровня. После ухода из профессионального спорта в 2016 году купил циклокроссовый клуб Telenet–Fidea Lions. 

Нильс Альберт. Дважды чемпион мира. Известен тем, что лучше других может проезжать участки с песком. 

Кевин Поувелс. Бельгийский спортсмен, отмеченный как быстрый спринтер, сильный техничный велогонщик.

Ваут ван Арт. Молодой спортсмен, трехкратный обладатель титулов чемпиона мира по велокроссу, а также кубка мира.

Как проходит велокросс

Велокросс проводится по заданному организаторами маршруту за установленное время. Задача спортсмена пройти как можно больше кругов с естественными или искусственными препятствиями. Длина круга редко превышает 5 км, среднее значение 2,5-3,5 км. Когда истекает время, лидерам заезда разрешено завершить последний круг, для определения победителя. Остальные прекращают гонку. 

Для успешного преодоления дистанции от спортсмена требуется мастерское владение техник управлением велосипедом, отточенных навыков езды по бездорожью, выполнять маневры и быстро ориентироваться исходя из ситуации.

Структура велокроссового сезона

Сезоны гонок

Циклокросс относится к осенне-зимне-весеннему виду спорта. В европейских странах, а также странах северного полушария Земли велокросс проводится в период с сентября по март (в некоторых странах до февраля). В странах южной части Земли сезон для циклокросса обычно начинается с мая, длится по август.

Основной чемпионат мира проходит в январе.

Трассы для велокросса

Для каждого велокросса разрабатывается своя уникальная трасса. Но неизменным остается чередование сложных участков, состоящих из травяного покрытия, грязи, асфальта, гравия, песка. 

Соревнования могут проводиться на участке любой пересеченной местности. Некоторые участки имеют естественные препятствия в виде кочек, ям, крутых берегов, обрывов. Если состязание проходят на относительно ровной местности, то организаторы добавляют искусственные препятствия, смонтированные из бревен.

Техника

Преодоление препятствий в виде снега, песка, грязи, травы, возвышенностей и ям требует от гонщика особых технических способностей для удержания сцепление с почвой и удержания равновесия. Велокросс ещё известен как «бег с препятствиями с велосипедом». Поскольку для прохождения некоторых участков необходимо спешиваться и бежать с ношей в виде велосипеда.  

Основная сложность в гонках – быстро и правильно спешиться и сесть на велосипед посреди быстрой гонки без потери времени и инерции. Медленный соскок или посадка приведет к потере времени, на восстановление инерции тратиться много энергии. Тактичные и сильные велогонщики проходят технически сложные участки бегом трусцой, неся велосипед на себе. Это тактика позволяет экономить силы и время для преодоления более легких участков.   

Для преодоления вертикальных препятствий может использоваться «прыжок кролика», получившим распространение в 1989 году, благодаря Дэнни Де Би.

Основные серии и гонки

Несомненно, самым престижным считается участие в чемпионате мира UCI, проходящим в январе и являющимся стартом сезона. 

Следом по престижности выступают:

  • Кубок мира UCI;
  • серия «Суперпрестиж», проходящие в Бельгии и Нидерландах;
  • серия DVV Verzekeringen Trofee, проходящей в Бельгии;
  • Cross Crusade (США).

Снаряжение для велокросса

Для участия в велокроссе потребуется специальный велосипед и защита тела.

Экипировка и велосипеды

С учетом того, что велокросс относят к осенне-зимним видам спорта, к тому же есть необходимость передвигаться в разных условиях, тело гонщика должно быть хорошо защищено от травм, грязи и погодных условий. 

Обязательным элементом экипировки является шлем. Для велокросса одевают полуоткрытый шлем, защищающим затылок, но оставляет лицо открытым. Шлем должен иметь сертификат EN 1078, свидетельствующий о том, что он прошел необходимый тест и надежно защитит голову. 

Костюм для заездов лучше всего выбирать специальный для велогонщиков. Они выполнены из синтетических материалов, которые обладают хорошей гидро- и гигроскопичностью, а также быстро сохнут, что важно при длительной езде. Надеть шорты или штаны выбирают исходя из погодных условий. Если на улице прохладно, то на майку надевают велосипедную куртку из облегченного материала с подкладкой или без. 

Обувь лучше всего выбирать контактную. Она не позволит скользить ноге по педали.

Перчатки можно выбирать как открытые, так и полностью покрывающие ладонь. Зависит от предпочтений гонщика.

Самое привлекательное в занятии велокроссом, что можно использовать любой вид байка. Не важно, горный, шоссейный или обычный велосипед. Однако идеальным вариантом является среднее между горным и шоссейным велосипедом. Рама от шоссейного байка позволяет совершать быстрые маневры, благодаря особой геометрии, отсутствия колесных крыльев и багажника. 

Дисковый тормоз, амортизация, каретка и вилка передней оси горного байка позволяет велосипеду быть более устойчивым на разном грунте. 

 

Сравнение разных моделей велосипедов

 

Шоссейный велосипед

Кроссовый байк

Дорожный гибрид

Классический гибрид

Рама

Алюминий или карбон

Алюминий или карбон

Алюминий, редко карбон

Алюминий, редко карбон

Вилка

Жесткая, как правило, карбоновая

Жесткая, алюминий или карбон, в зависимости от цены

Жесткая, алюминий или карбон, в зависимости от цены

Амортизационная короткоходная

Манетки

Шоссейные моноблоки-"пистолеты"

Традиционные

Система

Как правило, шоссейная-"компакт", иногда тройная или классическая

Шоссейная-“компакт” или велокроссовая, всегда двойная

Гибридная, шоссейная-“компакт” или тройная

Гибридная

Переключатели

Шоссейные

Шоссейные или MTB, в зависимости от системы и кассеты

MTB

Кассета

Как правило, шоссейно-"горная", 8-10 звезд

 Шоссейно-"горная", 9-10 звезд

Шоссейно-"горная" или MTB, 8-10 звезд

MTB, 8-9 звезд

Обода

Дорожные 700х15С

Дорожные или гибридные 700х15…19С

Гибридные 700х19С

Втулки

Дорожные

Дорожные или MTB

MTB

Покрышки

Слики 622х23 мм

Внедорожные 622х35 мм

Различные варианты от сликов до внедорожных 622х38 мм

Полуслики или внедорожные 622х35…45 мм

Тормоза

Клещевые

Кантилеверы или дисковые

V-brake

V-brake или дисковые

Тормозные ручки

Встроены в моноблоки

Встроены в моноблоки плюс традиционные

Традиционные

Руль

Шоссейный

Прямой

Возможность установки багажника и полных крыльев

Нет

Как правило, есть

Как правило, есть

Как правило, есть

Относительная скорость на асфальте/грунте

Высокая/низкая

Выше среднего/средняя

Средняя/средняя

Ниже среднего/выше среднего

Относительный комфорт

Низкий

Ниже среднего

Средний

Высокий

Что такое кросс-байк, и лучше ли он шоссейника

Кросс-байк – универсальная модель велосипеда, гибрид шоссейника и МТБ. С виду кросс-байк напоминает шоссейный велосипед, благодаря геометрии рамы, размером колес и формой руля. Однако кроссовый велосипед более тяжелый из-за толщины труб рамы, при этом жесткость рамы под нагрузкой меньше, чем у гоночного байка. Также тяжести добавляют вес колес. 

Курсовая устойчивость также ниже, поскольку кареточный узел расположен чуть выше. Кроме этого, в отличие от шоссейника, кросс-байк оснащен амортизацией. Это снижает общую скорость движения, однако для велокросса это скорее плюс. 

Особенности кроссового велосипеда: можно использовать в повседневной жизни, путешествии на дальние расстояния, поездок по пересеченной местности.

Сказать, что лучше кросс или шоссейник сложно. У каждого из них разное назначение.

Чем отличается кроссовая модель от МТБ

Кросс-байк – по сути тот же МТБ, но имеет некоторые отличия:

  • у кроссового велосипеда меньший ход амортизатора. Это с одной стороны снижает устойчивость к ударам, но уменьшает время разгона на ровном участке; 
  • протектор шин на кросс-байке меньше относительно МТБ. Поэтому горный велосипед пройдет по участкам бездорожья там, где кроссовый утонет;
  • трансмиссия у кроссовой модели оснащена скоростными передачами; 
  • кроссовая модель более легкая, чем МТБ.

Мифы о гибридных велосипедах

Появление гибридного велосипеда породило множество мифов о нем. 

  1. Гибрид не выдержит езду на лесных кочках, разбитых дорогах, нагрузку от прыжков и т.д. Отчасти это правда. Гибридный велосипед плохо справляется с бездорожьем и бревнами, однако другие препятствия ему вполне по силам. А вот на ровной дороге он не имеет никакого смысла из-за низкой скорости по сравнению с шоссейником.
  2. Байк слишком легкий, чтобы выдержать нагрузку под весом. Однако это не так. Конструкция велосипеда способна выдержать вес спортсмена в 100-120 кг. Но не рекомендуется сажать пассажира.
  3. Гибридный велосипед можно с легкостью превратить в горный. Замена покрышек и системы амортизации прибавит некоторые свойства горного байка, однако полноценно его использовать в условиях пересеченной местности сложно, так как рама сконструирована под усредненный стиль езды.
  4. Нет большой разницы по проходимости колес 26 и 28 размера. Здесь нужно учитывать габариты шин. На грунтовых дорогах с грязью разница не ощутима, но на пересеченной местности с ямами и кочками, а также асфальтированной дороге разница заметна.

Велосипед для велокросса и его характеристики

Велосипед для велокросса – гибрид шоссейного и горного велосипеда. За это его ценят многие велолюбители,
так как он может использоваться и в соревнованиях, и в повседневной жизни.

Основные характеристики, необходимые для велокросса дают элементы горного велосипеда. Благодаря им кросс-байк имеют хорошую проходимость по пересеченной местности, амортизацию и стойко выдерживают нагрузки.

Трансмиссия и комплектующие

Гибриды оснащены трансмиссией от горного байка с пониженными передачами. Звездочки можно подобрать под любой размер, но самыми распространенными являются с 46/36 зубьями. Для холмистой местности идеально подходят мелкие звездочки. 

При частых подъемах на горку устанавливают несколько звездочек с количеством зубьев от 11 до 32. Это значительно облегчает подъемы в гору.

Шины для велокроссовых велосипедов

Для велокроссовых велосипедов выбор шин огромен. Выбор шин зависит от местности и погодных условий, где будет проходить велокросс. При этом допускается использовать универсальные покрышки. 

Для велокросса хорошо подходят покрышки с глубоким протектором, которые обеспечивают хорошую сцепку с рыхлым грунтом.
Ширина покрышки может быть любая, однако согласно стандартам Международного союза велосипедистов, шина не должна превышать 32 мм в ширину.

Давление в шинах

Давление в шинах устанавливают в зависимости от трассы, погодных условий. Опытные гонщики меняют давление по ходу преодоления трассы, накачивая шины до 30psi при гонке, снижая давление до 25-15 psi. Это позволяет увеличить контактную поверхность шины с грунтом и обеспечить большую сцепку с ним.

Тормоза

Кросс-байки оснащаются векторными или дисковыми тормозами. Но использование векторных тормозов усложняется большим грязевым зазором между колесом и рамой. Поэтому большинство гоночных велосипедов оснащены дисковыми тормозами. 

Основное преимущество дисковых тормозов – быстрое торможение, минимальный уход.

Обувь и педали

В ходе велокросса гонщик часто спешивается и поэтому опытные спортсмены выбирают контактные обувь и педали от горного велосипеда. Контактные педали двухсторонние, в них не набивается грязь. Подошва  контактной обуви имеет шипы, которые цепляются за педаль во время движения, не позволяя ноге скользить.

Универсальность

С набором популярности велокросса и любительского увлечения поездок на велосипедах приводит к тому, что производители стараются стереть грань между гоночным, горным и туристическим велосипедом, делая его универсальным. 

Если в планах нет быстрой езда, которая в повседневной жизни не нужна, то пониженные передачи не доставят неудобств. Укрупненные габариты делают велосипед более устойчивым на дороге. Важно, что шины для кросс-байка более устойчивы к проколам.

Как поддерживать чистоту велосипеда

Езда по бездорожью не оставляет шанса остаться велосипеду чистым. Поэтому его приходится часто мыть .

Самый радикальный способ – помыть из шланга большим напором воды. Однако не рекомендуется так делать из-за возможного попадания воды в каретку.  

Когда обильная грязь смыта, остатки можно удалить с помощью любого моющего средства и жесткой щетки. После чего смыть средство с трансмиссии и тормозов.

Помыв и высушив велосипед, важно смазать цепь.

ТОП велосипедов разных производителей и их особенности

Рейтинг велосипедов составляется на основе отзывов потребителей. Каждый для себя выбирает байк исходя из своих предпочтений. Среди многих производителей велолюбители выбирают несколько марок.

Romet Orkan 4D 28. Байк небольшого веса в 13,5 кг, оснащен гидравлическими тормозами, имеет 27 скоростей с плавным переключением, 9-скоростным кассетным приводом, выдерживающим большие нагрузки. Комплектуется 28-дюймовыми колесами с двухкамерными дисками на алюминиевой раме трех размеров (15, 17, 19 дюймов).

Torpado Devon 1.9. Велосипед имеет 18-ти дюймовую алюминиевую раму, 29-дюймовые колеса с шинами ,имеющими глубокий протектор. Оснащен двадцатью передачами.

Indiana Cross X – Cross 3.0. Модель для высоких мужчин, ростом более 180 см. Рама имеет размер в 21 дюйм с 28-дюймовыми колесами. Байк оснащен 24 передачами и надежными дисковыми тормозами.

Romet Rambler R9.0 29. Велосипед весом 15,8 кг сделан из алюминия. Оснащен 21 передачей с трехступенчатым переключением спереди и семи ступенями переключения сзади. 

Hexagon 7.0 29. Велосипед имеет 4 размера рамы, 29-дюймовые колеса. Оснащен 27 передачами. Особенность байка – наличие рычага блокировки амортизатора. Благодаря чему улучшается езда на ровном участке.

Как новичку подготовиться к участию в велокроссе

На первый взгляд участие в велокроссе требует хорошей подготовки и идеальный велосипед. На самом деле все гораздо проще. В первую очередь новичку необходимо сходить на пару-тройку соревнований в качестве зрителя. Так наглядно можно оценить масштаб дистанции, сложность маршрута и необходимые навыки. После чего подготовить свой велосипед и начать тренировки. 

Наиболее оптимальными являются интервальные тренировки. Они позволяют новичку оценить на себе смену нагрузок за короткое время.
Немаловажно иметь хорошую физическую подготовку, выносливость, высокую концентрацию и способность сохранять спокойствие при повышенном физическом напряжении.

Варианты интервальных тренировок

Интервальные тренировки лучше всего проводить в парке или другом месте, где можно безопасно для других оттачивать необходимые навыки: прыжки на велосипеде, быстрое спешивание и возврат на велосипед, торможение и развороты в грязи или песке, правильная переноска велосипеда, езда змейкой между деревьями. 

Первое время придется много падать или часто сходить с велосипеда. Но это нормально. Опыт и навыки оттачиваются большим количеством повторений. Через какое-то время придет опыт и уверенность в себе, как велокросс-гонщика.

Есть ли польза от велокросса

Езда по бездорожью на велосипеде придаст особые ощущения и впечатления. Особый драйв придает возможность проезжать и буксовать в снегу, листьях, песке, преодолевать выступающие корни деревьев, горки, кочки.

Основная польза от велокросса в том, что, занятие протяженностью около часа заменяет многочасовую тренировку в зале или в другом виде спорта. Во время заезда тренируются все группы мышц туловища, шеи и конечностей. Кроме этого велосипедист учится управлять велосипедом в любых условиях. Это может пригодиться и при обычной езде, где даже в расслабленном состоянии велосипедист быстро реагирует на возникновение критической ситуации.  

Заключение

Если вы любите активный образ жизни и увлекаетесь велосипедами, то участие в велокроссе разбавит серые будни яркими впечатлениями. Проехать на велосипеде по дороге, проходящей через разные грунты поля, леса, искупаться в грязи, получить при этом кучу положительных эмоций – вот, что дает велокросс.

Самое важное, что это достаточно бюджетный вариант времяпровождения.

Читайте также: 

Оцените публикацию
Средний рейтинг 0
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и написать комментарий!
0 комментариев
По новизне
Самые новые
Самые популярные
avatar-blank