Устройство трекового велосипеда желательно знать велосипедистам.

Устройство трекового велосипеда

Особенности трекового велосипеда, для чего он предназначен, отличия в конструкции, типы передач

Опубликовано 8 января 2023г. 05:58 271 просмотр
0
0
Скопировать
Telegram
OsborneDsds
OsborneDsds 2 подписчиков

Что представляет собой трековый велосипед

Трековый велосипед — это спортивный байк с минимумом оборудования. На них не устанавливают тормоза, переключатели скоростей, амортизацию, и много чего еще. А особенности рамы, колес и сиденья делают такой транспорт неудобным перемещения по улице.

Для чего он предназначен

Эти велосипеды нужны для участия в велотрековых гонках. Велотрек — специально обустроенная трасса. У нее жесткое и гладкое покрытие, которое позволяет очень эффективно разгоняться. Сама дорога имеет небольшой наклон на поворотах, что дает возможность не сбрасывать скорость.

Все эти особенности призваны создать лучшие условия для поддержания скорости. Однако, чтобы выжать из них максимум, ездить на велотреке необходимо на специально подготовленном байке — они и называются трековыми. Все это значительно повышает эффективность езды.

Подготовленный спортсмен может поддерживать среднюю скорость в 40-50 км/ч в течение десятков минут. Самое главное, что это происходит плавно: без перепадов нагрузок и смены условий.

Отличается ли трековый велосипед от шоссейного?

По своей сути эти велосипеды очень похожи:

  • низкая посадка,
  • высокое передаточное число,
  • отсутствие амортизации,
  • легкость.

Однако, если шоссейник может перемещаться по улице, предусматривает движение в гору и некоторую степень амортизации, то трековый целиком полагается на искусственно созданные условия трассы. Он легкий, в нем нет многих велосипедных "примочек", а конструкция сильно упрощена.

Особенности трекового велосипеда

Из-за специфики использования трековые байки сильно выделяются на фоне других велосипедов. Некоторые особенности бросаются в глаза сразу, другие можно заметить только во время использования.

Рама и материалы изготовления

Отличительной особенностью трековых велосипедов является жесткость. Все элементы проектируются таким образом, чтобы она была максимальной, и рама тут не исключение. Такой эффект достигается с помощью материала и профиля деталей.

К тому же транспорт должен быть как можно легче. В силу некоторых особенностей колёса трекового велосипеда намного тяжелее, чем у обычных байков. А потому вес рамы играет ключевое значение. Она должна быть изготовлена из лёгкого материала и не содержать никаких дополнительных креплений и механизмов.

Алюминиевая рама

Сплавы алюминия — легкие и прочные, но главным их плюсом является доступность. Среди материалов, подходящих для трековых байков именно этот является самым дешевым. Однако по жесткости алюминий уступает карбону и титану, так что для профессиональных занятий он не подойдет. 

Алюминий не очень надежен, но трековые велосипеды не испытывают перепадов нагрузок, так что изнашиваются они не сильно.

Карбоновая рама

Выполненные из карбона рамы являются самыми легкими и жесткими. Большая часть спортсменов катается именно на таких. Однако у карбона есть недостаток: он уязвим для точечных ударов. Малейшая оплошность при транспортировке или хранении, и велосипед придет в негодность.

Даже небольшие повреждения могут впитать воду в волокно, и тем самым его испортить. При этом, карбон невозможно починить.

Титановая рама

Этот материал довольно легок, так что иногда можно встретить трековые велосипеды, выполненные из него. Однако титан обладает целым рядом недостатков по сравнению со своими альтернативами. Он уступает карбону в жесткости, весит больше алюминия, а стоит при этом очень дорого.

Зато служат титановые рамы намного дольше, и они не столь капризны, как углеродное волокно. Чаще из титана делают только рулевую колонку, так как она больше всего страдает от нагрузок.

Вес

Малый вес достигается не только благодаря легкости материала и особенностям рамы. На велосипед не устанавливаются тормоза, скоростные передачи, амортизаторы, и даже храповый механизм — деталь, благодаря которой заднее колесо может крутиться без прокрутки педалей.

Отсутствие тормозов

Поскольку на трековых байках используют фиксированную передачу, тормозить можно с ее помощью. Для этого нужно просто сопротивляться прокрутке педалей. Иногда спортсмены просто ждут, пока байк остановится сам.

Благодаря особенностям велотрека нет нужды менять скорость во время заезда, или внезапно тормозить: обстановка на треке спокойная и практически не меняется. Основная задача спортсмена во время гонки — как можно быстрее крутить педали, поддерживая свою скорость.

Фиксированная глухая передача

Педальный механизм в таких велосипедах напрямую соединяется с колесом. Это значит, что если крутится колесо, педали крутятся вместе с ним. Подобное решение может показаться неудобным, но оно улучшает передачу импульса.

Человек, знакомый с шоссейными заездами, может возразить, что эффективный разгон возможен только при правильной работе со скоростями.

Однако в стерильных условиях велотрека смысл в этом просто отпадает: здесь не нужно преодолевать сложный рельеф, или подстраиваться под дорожное покрытие.

Прямая цепь

Цепь на односкоростных велосипедах не прогибается под своим весом, именно поэтому ее называют прямой. Способ крепления заднего колеса подразумевает возможность переместить его так, чтобы цепь была натянута как можно сильнее. Такое решение улучшает захват цепи звездой и равномерно распределяет нагрузку. Из-за этого детали почти не подвергаются износу.

Прямая цепь позволяет лучше передавать момент вращения, благодаря чему педалирование становится эффективнее и требует меньше сил.

Короткая база (расстояние между центрами переднего и заднего колес)

Колесная база это главная конструктивная особенность рамы трекового велосипеда. Она определяет расстояние между осями двух колес. Чем оно меньше, тем жестче получается вся конструкция и эффективнее становится передвижение. Велосипед начинает лучше вести себя на дороге, управление становится отзывчивее и стабильнее. Однако ездить по неровным поверхностям становится сложнее.

Колеса

Чем уже колесо велосипеда, тем лучше его сцепление с поверхностью, это же относится и к трековым велосипедам. Но в глаза чаще бросается внешний вид колёс. Если посмотреть в интернете фотографии, то окажется, что на трековых велосипедах не используются спицы. Вместо них полость колеса либо занята сплошным диском, либо широкими лопастям.

Диски в колесе улучшают его аэродинамику. Они весят гораздо больше, чем колеса на спицах, но опыт показывает, что велосипед всё равно получает прирост скорости на 4-5 км/ч. Минусом же является то, что по улице на таких колесах ездить нельзя — они значительно увеличивают боковую парусность. Малейшее дуновение ветра сменит траекторию езды, или вовсе приведет к падению

Эту проблему решают лопасти. Прирост скорости от них менее эффективен, но и влияние ветра они испытывают меньше. В качестве компромисса на трековом байке может быть только одно дисковое колесо — заднее. Так ослабляется влияние ветра.

Отказ от спиц приводит к тому, что такое колесо нельзя выровнять в случае повреждения. Так что есть вероятность, что после столкновения его придется полностью заменить.

Педали

Каденс — скорость вращения педалей — является ключевым показателем успешности спортсмена. В велотреке он обычно выше, чем в других видах велоспорта. Чтобы упростить процесс педалирования здесь используются контактные педали, которые крепятся к ступне. Таким образом проще поддерживать темп, а нагрузка на обувь становится меньше.

Еще одна конструктивная особенность таких велосипедов — расположение педалей. Они находятся немного выше, так как на трассе есть наклонные поверхности. 

Руль

Руль используется такой же, как на шоссейниках. Ручки сильно уходят вперед и изгибаются в противоположную от велосипедиста сторону. Это ключевой момент для посадки спортсмена. Седло велосипеда находится выше руля, а потому тело байкера находится на нем почти горизонтально.

Таким образом уменьшается сопротивление воздуха, а работа ногами становится эффективнее. Без освоения этой техники покататься на трековом велосипеде не получится.

Какое давление в колесах должно быть в трековом велосипеде

На обычных велосипедах колеса обеспечивают некоторый уровень амортизации. Но для трековых байков такая особенность действовала бы во вред. Именно они относятся к той категории двухколесного транспорта, в которых накачка шин должна быть максимальной: более 6 бар. Это обеспечивает лучший накат, сопротивление качению и сцепление с поверхностью.

Типы передач, используемые на трековом велосипеде

Поскольку передача байка фиксированная, то относиться к подбору передаточного числа необходимо особо тщательно. Оно определяет максимальную скорость велосипеда, но вместе с тем усложняет его использование.

Передаточное число определяется отношением размера передней звезды к размеру задней. Зубья всегда одинаковые, так что их количество и определяет размер звезды. На обычных велосипедах это число не очень большое: приблизительно 50 к 40. А вот на трековых велосипедах встречается числа 55 к 13. Это значит, что за один оборот педалей колесо проворачивается чуть более, чем четыре раза.

Но это профессиональный уровень. В целом, передаточное число подбирается индивидуально для каждого спортсмена. Чем оно меньше — тем легче придать начальное ускорение, но максимальная скорость в итоге будет ниже. Высокие же передаточные числа позволяют поддерживать высокие скорости, зато для старта понадобится очень много сил.

Диаметр колеса трекового велосипеда: 622 мм; а нормальный каденс во время езды: 120 оборотов в минуту. Из этого можно рассчитать скорость езды трекового велосипеда на примере разных размеров звезд:

Число зубьев на задней звезде

Число зубьев на передней звезде

47

49

51

53

55

12

55 км/ч

57 км/ч

59 км/ч

62 км/ч

64 км/ч

13

50 км/ч

53 км/ч

55 км/ч

57 км/ч

59 км/ч

14

47 км/ч

49 км/ч

51 км/ч

53 км/ч

55 км/ч

15

44 км/ч

45 км/ч

47 км/ч

49 км/ч

51 км/ч

Однако следует учитывать, что велосипедисты не работают на износ, и поддерживают строгий темп. Все зависит от типа заезда, а также степени подготовки. Мастера спорта при 200 м заездах держат среднее значение скорости около 69 км/ч, а вот на более длинных, например, 3 км, всего 50 км/ч.

Разумеется, у спортсменов младшего разряда эти показатели ниже, а для новичков они тем более не подходят. Поэтому начинать нужно с небольшого передаточного числа, а с набором опыта увеличивать его.

Как правильно подобрать трековый велосипед

Для спокойных поездок и замены велотренажера дорогой байк не нужен. Для этих целей лучше взять велосипед с алюминиевой рамой и колесами на спицах. Если сильно хочется скорости, можно заменить заднее колесо на дисковое. А если ещё дополнить такой байк тормозами и фарами — он подойдет для простых поездок по улице: но только если в городе хорошее покрытие. В достоинство такого велосипеда можно выделить тот факт, что велосипед с фиксированной передачей будет недорогим.

А вот для постановки серьезных спортивных рекордов придется взять максимально легкий и жесткий байк — такие стоят значительно дороже.

Тут компромиссы применимы только если вы новичок — тогда материал рамы не слишком важен. Тем не менее, взять сразу карбоновый велосипед — хорошая идея. Прослужит он дольше, а показатель скорости на нём будет выше. С ростом опыта менять понадобится только звезды и другие небольшие детали.

Читайте также:

Оцените публикацию
Средний рейтинг 0
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и написать комментарий!
0 комментариев
По новизне
Самые новые
Самые популярные
avatar-blank