Из чего состоит сноуборд — главные элементы
Со стороны сноуборд выглядит простым инструментом: доска, которая пристегивается к ноге и скользит по снегу. Но это очень серьезное заблуждение. У сноубордов есть огромное количество параметров, и где-то треть из них напрямую зависит от внутреннего устройства.
Сердечник
Сердечник служит своеобразным "скелетом" всей конструкции, с него начинается сборка снаряда, и он задает ему все базовые свойства. Чаще всего сердечники изготавливают из дерева. Это простой в обработке и доступный материал, свойствами которого легко манипулировать.
Еще встречаются сердечники из полимеров, или смесей на деревянной основе. Но такое решение скорее удешевляет процесс и лишает доску "характера", делает ее свойства менее интересными. Чаще всего полимеры используются в бюджетных снарядах.
Дерево же считается более премиальным материалом, хоть и подвержено многим физическим и химическим воздействиям. Деревянные сердечники делятся на два типа: цельные и клееные.
Цельный сердечник
Цельный сердечник целиком вырезается из куска дерева. Полоски от колец в нем либо располагают вдоль доски, либо используют генно модифицированную древесину, у которой волокон нет вообще. Это дешевый и простой вариант, но он у него есть серьезный недостаток: со временем доску может скрутить словно перегретый лист металла. Кроме того, этот метод исключает возможность тонко настраивать жесткость, вес, и упругость доски.
Применяется в досках низкого и среднего ценового сегмента.
Клееный сердечник
В клееном сердечнике используются небольшие доски из разных видов древесины, которые склеиваются вместе. Так у сноуборда появляются места с повышенным напряжением, плотностью, и стойкостью. Все это придает интересные свойства сноуборду, и делает его более стойким к различного рода деформациям. В большинстве моделей используется именно такой сердечник.
Конструкция
Сердечник служит основой сноуборда, а далее его нужно упаковать. Выделяют еще два основных слоя: скользящая поверхность и крышка. То, каким образом они крепятся вокруг сердечника определяет конструкция снаряда. Она бывает трех типов:
- Сэндвич (Sandwich): крышка и скользящая поверхность имеют плоскую форму, и вместе с сердечником они прессуются под давлением, а по краям крепятся боковые стенки. Это более дорогая конструкция, но ее легко ремонтировать.
- Комбинированная (Sandwich-cap): в комбинированных бордах стенки от сэндвича постепенно переходят в конструкцию кэп. Такой вариант практически не предлагает преимуществ, зато перенимает худшие качества двух других. Сейчас почти не используется.
- Заливка (Cap): боковые стенки полностью отсутствуют, крышка изгибается и крепится напрямую к скользящей поверхности. Такие доски дешевы в производстве, сложны для ремонта, но имеют и свои преимущества: они лучше держат дугу на большой скорости, и надежнее защищают сердечник от попадания воды.
Усиление конструкции
Свойств древесины не всегда хватает для поворотов на большой скорости или агрессивных трюков во время джиббинга. Тогда сердечник приходится усиливать при помощи карбоновых или кевларовых ремней. Их пропитывают эпоксидной смолой и крепят к сердечнику. Различные способы крепления этих ремней влияют либо на продольную, либо на торсионную жесткость.
Оплетка
Для защиты сердечника и дополнительного усиления используют полотна из стекловолокна, которые распределяются по всей площади доски. Помимо придания жесткости, оплетка позволяет сноуборду дольше сохранять свои свойства. Есть варианты оплетки с дополнительными нитями (триаксиальная и квадраксиальная), которые еще больше укрепляют конструкцию, но увеличивают вес. Могут использоваться более легкие нити, например из базальтового волокна или льна, но это поднимает цену доски.
Скользящая поверхность ("база" или "скользняк")
Нижний слой снаряда должен контактировать со снегом и обеспечивать скольжение. Есть два метода достижения этой цели. Первый очевиден: просто сделать поверхность гладкой. Ее делают из экструдированного полиэтилена, получая в результате прочную пленку, которая легко скользит по снегу. Это простой и дешевый способ, но у него есть и недостатки. Во время езды поверхность греется из-за трения, в какой-то момент она начинает подтапливать снег и цепляться за него.
Этот эффект уменьшается при помощи добавления графита и использования более плотной разновидности пластика. Но такие решения используются в премиальных моделях и стоят дорого.
Второй вариант: использование пористой поверхности. Хоть сама по себе она и скользит хуже, зато способна впитывать в себя парафин, улучшающий скольжение в разы. Очевидный минус: эту поверхность нужно регулярно смазывать. Получают ее в процессе спекания гранул полиэтилена при высоком давлении, так что такой метод дорогой и сложный в ремонте.
Кант
Кант — это тонкая полоска металла, проходящая по контуру сноуборда. Он способен врезаться в снег, что позволяет эффективнее поворачивать и тормозить. Его необходимо регулярно затачивать, поэтому его делают из мягких металлов.
Но некоторые дисциплины не подразумевают использование канта. Например, для занятий джиббингом его стачивают, чтобы он не цеплялся за твердые поверхности.
Верхняя крышка
Крышка является лицом сноуборда, и выполняет маркетинговые цели. Рисунок на нем призван притягивать взгляд покупателя. Однако у этого элемента есть огромный минус: он увеличивает вес сноуборда, но не выполняет полезных функций.
Большинство сноубордистов с этим мирятся, но некоторые энтузиасты принимают меры. Например, крышку можно снять, а сердечник покрыть специальным составом, который весит меньше. Или же можно заменить крышку, более легким материалом: лучше всего для этого подходит дерево. Но результат такого изменения заметят только самые прожженные райдеры.
Виброгасящие элементы
На большой скорости сноуборд под ногами может начать трясти — это вызывает неприятные ощущения и ухудшает контроль. Для уменьшения этого эффекта используют прокладки из эластичных материалов. Их размещают над кантом, под креплениями, или под усиливающие элементы.
Но такий метод не способен решить проблему полностью. Для экстремально больших скоростей создают активные методы гашения вибраций. Состоят такие системы из датчиков, небольших чипов, и пьезоэлементов.
Закладные
Закладными называют отверстия с резьбой, с помощью которых на болты садятся крепления. Обычно отверстий четыре, но такой вариант сильно меняет жесткость, которую закладывал производитель..
С этой проблемой борются разработки компании Burton, где используется либо три отверстия, либо дорожка, в которую продевается два болта.
Основные технические характеристики сноуборда
Есть у сноуборда и другие параметры, которые зависят не только от внутреннего строения, но и от внешней формы.
Какие бывают формы у сноуборда
Сноуборды бывают трех форм, от которых зависит направленность доски.
Симметричные (Twin-tip)
Доски, у которых нет никаких отличий между носом и хвостом. На них можно кататься любой стороной, что часто используют фристайлеры.
Направленные (Directional)
Нос шире, закладные смещены назад, а хвост может иметь особенную форму. Жесткость и прогиб также часто отличаться по всей длине доски. Все это позволяет доске более качественно двигаться по снегу, но только одной стороной.
Симметрично-направленные (Directional-Twin)
Доска, прогиб, и жесткость симметричны. Однако закладные смещены назад, что немного улучшает управление доской в одну сторону, но не мешает использовать и обратную стойку.
Прогиб сноуборда
Если посмотреть на доску сбоку, то она будет выглядеть не ровной линией, а волнистой или извилистой. Это и есть прогиб доски.
Классический
У сноуборда с классическим прогибом центральная часть приподнята под землей, но когда на нее становится сноубордист, доска разглаживается. Это одна из причин, по которым необходимо тщательно выбирать доску по весу.
Это позволяет доске лучше врезаться в снег, что положительно влияет на контроль. Однако такой прогиб требует умелого обращения и не подойдет для новичков.
Рокер
От середины доска загибается вверх, что позволяет облегчить управление. Доска врезается в снег только своей серединой, прощая множество ошибок. Но в то же время, это практически полностью лишает доску возможности контролировать скорость и траекторию. Поэтому такой прогиб часто используют для обучения сноубордингу.
Нулевой
Плоская середина, и только нос с хвостом загибаются вверх. Такой прогиб делает управление максимально предсказуемым и комфортным, но лишает доску характера и динамики. Часто используется для джиббинга и фрирайда.
Гибридный
В последнее время начали появляться сочетания разных прогибов, которые придают доскам интересные особенности, упрощают управление, или улучшают проходимость.
Жесткость сноуборда
Эта характеристика тесно связана со специализацией сноуборда и его простотой использования. Жесткость бывает торсионная, на скручивание, и продольная, на изгиб.
Малая жесткость упрощает контроль доской и прощает ошибки. К тому же, такой сноуборд легко сгибается ногами и позволяет точнее контролировать маневр во время резаного поворота.
Однако на больших скоростях сноуборд начинает вибрировать, отчего контроль наоборот, уменьшается. К тому же, это вызывает неприятные ощущения и увеличивает нагрузку на ноги.
Уменьшить вибрации помогает большая жесткость доски, но тогда для управления нужно тратить много сил. Еще это усложняет перекантовку и увеличивает радиус резаного поворота.
Мягкие доски обычно используют новички и фристайлеры, а жесткость лучше всего проявляет себя на скоростных заездах по прямой.
Какую скорость можно развивать при езде на сноуборде?
На обычных трассах сноубордисты передвигаются со скоростью не более 40 км/ч. Это уже хороший показатель, которого трудно достичь на небольшим участке склона. Однако даже такая скорость достигается только с учетом огромного опыта и подходящего оборудования.
Рекорды скорости на сноуборде
Самого большого показателя скорости достиг австралийский сноубордист Даррен Пауэлл в 1999 году. Его пиковая скорость составила 201,9 км/ч.
Как сноубордисту увеличить скорость?
Для быстрого передвижения прежде всего необходимо научиться уверенно держаться на сноуборде. Большие скорости не прощают ошибок в перекантовке или неуверенность в стойке. Нагрузка на ноги и другие части тела на больших скоростях становится запредельной, так что физическая подготовка — один из главных факторов, позволяющих сноубордисту лучше кататься. Все остальное сделает опыт.
Вместе с тем, к большим скоростям необходимо подготовить еще и снаряд. Он сам должен быть предназначен для подобного использования, иметь направленную форму и большую жесткость. Кроме того, необходим должный уход за скользящей поверхностью: она должна быть смазана и не иметь дефектов.
Читайте также: