Тур де Франс - самая популярная велогонка в мире.

Все о самой популярной шоссейной велогонке Тур де Франс

Велогонка Тур де Франс: история появления, как проводится, что необходимо для участия в гонке, интересные факты

Опубликовано 9 января 2023г. 02:17 271 просмотр
0
0
Скопировать
Telegram
OsborneDsds
OsborneDsds 2 подписчиков

Тур де Франс-самая знаменитая велогонка в мире

Какой вид спорта представляет Тур де Франс? Пожалуй, нет людей, которые хотя бы единожды не слышали о Тур де Франс («Le Tour de France» в переводе с фр.яз. — Большая петля), даже при отсутствии полного интереса к спорту. Ну, а поклонники велоспорта с нетерпением ждут это событие целый год. Велогонка Тур де Франс — это многодневная мужская шоссейная велогонка, состоящая из двадцати одного этапа. Для велосипедистов всего мира победа в этой гонке является вершиной спортивной карьеры, ведь «Тур де Франс» самое престижное, крупное и значимое соревнование.

История появления Тур де Франс

Автомобильные и велосипедные гонки конца 19, начала 20 веков зачастую организовывались каким-либо печатным изданием. Это было модно, в ногу со временем, и привлекало внимание читателей. 

История началась 20 ноября 1902 года, когда редактор спортивной газеты L’Auto, впоследствии поменявшей название на L'Équipe — Анри Дегранж, обедал и беседовал с журналистом Жео Лефевром в одном из кафе Парижа — Café de Madrid. Журналисту пришла идея создания Большой петли в противовес велогонок Париж — Брест — Париж, которую спонсировало конкурирующее издание Le Petit Journal, и гонки на велосипедах Бордо-Париж. 

Первая гонка проходила с 31 мая по 5 июля 1905 года. Цель была достигнута, подписчики прибавлялись с геометрической прогрессией с 25 000 читателей до Le Tour de France до 65 000 подписчиков сразу после гонки, а к 1908 году их количество перевалило за 250 000.

Подробнее о том, как проводится велогонка

Тур де Франс как соревнование собирает 20-22 команды, в каждом коллективе по восемь спортсменов. Общая протяженность маршрута порядка 3000-4000 км, этапы и их длинна, определяются каждый год заново. Спортсмены проходят этап так, чтобы он был завершен, время зафиксировано и попало в накопление для генеральной классификации. Длительность велогонки 23 дня, преимущественно организуется в июле месяце, проводится состязание уже более ста лет с перерывами на две мировые войны. В наши дни устроительством гонки занимается. спортивная организация Amaury.  

Страна проведения

Большая часть этапов пролегает по территории Франции, но все больше и больше маршрут захватывает другие европейские государства.

Даты заезда

Традиционно гонка берет старт 1 юля и финиширует 24 июля (за исключением сдвига дат по объективным причинам).  

Этапы тура

Тур де Франс разделен на этапы, которые классифицируют по длине и рельефу, по которому они проложены.  Различают:

  • Горные;
  • Равнинные;
  • Холмистые;
  • Гонки с промежуточным стартом.

Короткая гонка на время является прологом и определяет спортсмена, который наденет желтую майку в день открытия. Длина этапа устанавливается не менее 120-130 км и может достигать 220 и более км.

Где проходит маршрут

Тур де Франс меняет свой маршрут ежегодно. Неизменна исключительно финальная часть, команды всегда финишируют на Елисейских полях. Трасса гонки петляет по всей Франции, давая возможность жителям наслаждаться праздником спорта. Велогонщики пересекают горные хребты Альп, Центрального массива, Пиреней. Старту не обязательно быть в Париже, начиналось состязание и в Нормандии, и на Корсике, и в Брюсселе, один раз в Лондоне, а в 2022 году гонка стартовала в Копенгагене.

Как определяют победителя

Лидер гонки определяется по сумме времени, зафиксированном на каждом из этапов.  Чемпионом становится спортсмен, показавший наименьшее время. Грамотно построенная тактика ранжирования гонщиков в команде относительно накопленного времени, позволяет лидеру коллектива всегда занимать верхние строчки генеральной классификации. А победителем может стать спортсмен даже, не выигравший ни один этап.  

Классификация и майки лидеров велогонки

Во французской многодневке все продумано до мелочей. Разноцветные майки видно издалека и можно без труда понять классификацию спортсменов:

  • Жёлтая майка — атрибут лидера, ее получает лидер генеральной классификации. Выбор цвета не случаен, такой оттенок был у листов газеты — первого спонсора гонки;
  • Зеленая майка — принадлежит лучшему спринтеру за победы в промежуточных финишах и финишах этапов;
  • «Гороховая майка» белая в красный горошек выделяет лучшего на горных этапах по сумме очков на этих отрезках трассы;
  • Белая майка — символ лучшего молодого гонщика, младше 25 лет;

Белую майку с красным номером выдают самому агрессивному велогонщику за атакующий стиль вождения, храбрость и мужество.

Финиш гонки

Финальный этап определяет лучших спринтеров и является неофициальным чемпионатом в этой категории. Примечательная традиция финального этапа — пить шампанское верхом на велосипеде во время пересечения линии финиша. Такой чести удостаивается победитель многодневки. 

Самые сложные этапы гонки

Самые трудные этапы — горные. Именно неровным, полным возвышенностей рельефом характерна Большая петля. Из 21 этапов не более восьми будут проходить по плоской трассе, а топография остальных разделится между горным и холмистым ландшафтом. Градиент при восхождениях бывает значительным, и короткая велогонка на время может потребовать сверх усилий.

Знаковые подъемы Tour — вершина Альп д’Юэз и перевал Коль дю Турмале. Пик Альп д’Юэз представляет собой горный серпантин из 21 спирали. Турмале запомнится спортсменам 1395 метрами вертикального набора, проходящими по узкой дороге, длина которой 18,6 км.

Перевал почти всегда включен в трассу гонки, Тур побывал на нем уже 85 раз. 

Средняя скорость на Тур де Франс

Средняя скорость на тур де Франс по прямой трассе разнится год от года, но в общем составляет порядка 43 км/ч, а в самом начале, в 1903 году она была всего лишь 25,678 км/ч. Уровень физической подготовки спортсменов, качество велосипедов для тур де Франс, необходимой экипировки неуклонно улучшается, что в свою очередь сказывается на скорости и результатах. Ниже несколько примеров за последние годы.

Средняя скорость “Тур де Франс” с 2009 года: 

Год

Велосипедист

Скорость

2009

Альберто Контадор

40,03 км/ч

2010

Энди Шлек

39,59 км/ч

2011

Кэдел Эванс

39,79  км/ч

2012

Брэдли Уиггинс

39,93 км/ч

2013

Крис Фрум

40,68 км/ч

2014

Винченцо Нибали

40,68 км/ч

2015

Крис Фрум

39,64 км/ч

2016

Крис Фрум

39,63 км/ч

2017

Крис Фрум

41,00 км/ч

2018

Герайнт Томас

40,23 км/ч

2019

Иган Бернал

40,58 км/ч

2020

Тадей Богачар

39,87 км/ч

А какая максимальная скорость была зафиксирована на Тур де Франс?

Скорость велосипеда на тур де Франс, которую разгоняют гонщики, бывает разной в зависимости от этапа и квалификации спортсмена.  В спринте на двести метров с хода, велогонщикам удается разогнаться на треке до 75 км/ч. В категории километр с места максимум составляет — 60 км/ч.
Рекорд скорости зафиксирован в самой быстрой индивидуальной гонке в 2015 году. Максимальная скорость на тур де франс составила 55,446 км/ч, ее продемонстрировал Рохано Деннис на этапе длиной в 13,8 км.

Какой приз получают победители?

Однозначно утверждение, что главным призом рекордсменов Тур де Франс является исключительное признание в мире большого велоспорта. Но сила, упорство, воля к победе и велосипеды тур де Франс приносят победителям немалые денежные призы. Призовые деньги присуждались на многодневке с самого её основания.

Общий призовой фонд соревнования достаточно солидный и равен 2 300 000€. Лидеру велогонки, а он и будет считаться победителем, достанется 500 000€. Как правило, денежный приз делится между всеми участниками команды. Лучшие гонщики спринтеры Тур де Франс получают в качестве вознаграждения 20-25 000€.

Призовые средства не основной заработок титулованных спортсменов, большие суммы они получают от спонсоров и рекламируя велосипеды и сопутствующую спортивную продукцию. 

Примечательный факт, на Туре поощряют не только победителя гонки, но и спортсмена пришедшего последним. В качестве утешительного приза ему вручают фонарик красного цвета.

  • 500 000 евро - победитель;
  • по 25 000 евро - лучший спринтер и лучший “горняк” по итогам гонки;
  • 20 000 - лучший молодой гонщик по итогам гонки;
  • 20 000 - самый агрессивный гонщик по итогам гонки;
  • 11 000 - победитель того или иного этапа;
  • 2 000 - дневная премия самому агрессивному гонщику;
  • 1 500 евро - победитель промежуточного спринта;
  • 500 евро - дневная премия обладателю желтой майки;
  • 500 евро - дневная премия обладателю белой майки;
  • 300 евро - дневная премия обладателю зеленой майки;
  • премия горняков зависит от категории, присвоенной подъему; если это восхождение HC (вне категории), то победитель получает 800 евро, если это первая категория - 650 евро, вторая категория - 500 евро, третья - 300 евро и четвертая категория - 200 евро.

Велосипеды на Тур де Франс

Какие велосипеды на Тур де Франс приводят спортсменов к местам наивысшей пробы? Дело в том, что самая известная велогонка мира привлекает не только спортсменов, но и производителей. Ведущие компании готовятся к ежегодному соревнованию не меньше, чем выдающиеся гонщики, ведь это не только способ прорекламировать изделие, но и своеобразный тест-драйв в естественных условиях состязаний. 

В 2022 году гонка собрала в своих рядах 176 гонщиков, представляющих 22 команды, и конечно все они мчались на моделях самых популярных брендов. В текущем году инвентарь для Tour подготовили 17 марок производителей. Два бренда Canyon и Specialized продвигали свои изделия сразу в три команды. Ведущие производители:

  1. BMC (AG2R Citroen Team)
  2. Cannondale (EF Education-EasyPost)
  3. Canyon (Alpecin-Deceuninck, Movistar Team, Team Arkea-Samsic)
  4. Cervelo (Jumbo-Visma)
  5. Colnago (UAE Team Emirates)

Как менялась конструкция и материалы велосипедов за время проведения гонок?

Велосипеды на тур де Франс претерпевали неизбежные технологические изменения и модернизации.  Двухколесный победитель состязания в 1903 году являлся полуфиксом-полугравелом: велосипедом из стали, имевшем фиксированную передачу, обода были выполнены из дерева, ширина шин составляла 32-38 мм. Седло обтянуто кожей, а руль, в принципе, напоминал современные экземпляры для езды по гравию.

Фиксированная передача была опасна на спусках, так как она не позволяла велосипеду двигаться по инерции, когда ноги оставались на педалях. А для того чтобы затормозить необходимо было выполнить давление на педали в обратную движению сторону.

Первые нововведения велосипедов касались появления свободного хода и усовершенствования тормозной системы. Она видоизменилась от тормозов со стержневым приводом на колесе до тормозов с суппортом, которые напоминают современные системы тросового привода.

На фото самый новый Trek Madone SLR, производители утверждают, что модель быстрее на 60 секунд  в чес и на 300 грамм легче прежнего образца. 

Тур де Франс — какие велосипеды участвовали в гонке 2022? Все команды участницы получат лучшие экземпляры из линеек своих спонсоров, которые обеспечат высокие скорости на тур де Франс. Технологии и материалы современных изделий поистине космического масштаба. Все модели для гонок последних двух лет выполнены из углеродного волокна (карбона). Всё от крупных деталей до мелких элементов, руля и колес изготовлено из этого удивительного материала. Удобство механикам доставят бескамерные покрышки и абсолютно все команды используют велосипеды, оснащенные 12-скоростной электронной группой оборудования.

Чемпионы и рекордсмены Тур де Франс

Больше всего чемпионов главной мировой гонки подарила Франция — 36 побед, у бельгийских велогонщиков — 18 первых титулов, испанцы поднимались на первую ступень пьедестала — 13 раз. Рейтинг других стран распределился следующим образом: 

  • Италия — 10 побед;
  • Великобритания — 6 побед;
  • Люксембург — 5 побед;
  • США — 3 победы;
  • Нидерланды, Швейцария, Словения — по 2 победы;

Германия, Дания, Ирландия, Австралия, Колумбия имеют в своей копилке по 1 победе. 

Самые самые самые титулованные участники тур де Франс — таблица многократных победителей Тур де Франс.

Гонщик

Побед

Годы

Жак Анкетиль

5

1957, 1961, 1962, 1963, 1964

Эдди Меркс

5

1969, 1970, 1971, 1972, 1974

Бернар Ино

5

1978, 1979, 1981, 1982, 1985

Мигель Индурайн

5

1991, 1992, 1993, 1994, 1995

Крис Фрум

4

2013, 2015, 2016, 2017

Филипп Тис

3

1913, 1914, 1920

Луисон Бобе

3

1953, 1954, 1955

Грег Лемонд

3

1986, 1989, 1990

Участие России в велогонке

Первый раз команда из Советского Союза приняла участие в Туре в 1989 году, после рождения первой профессиональной команды, которая называлась «Альфа Люм". 

  • Одним из лучших гонщиков коллектива был Дмитрий Конышев. В 1990 году спортсмен первым в истории советского спорта одержал победу на одном из этапов гонки Тур де Франс. 
  • Вячеслав Екимов в 1990 году впервые участвовал в соревнованиях, рекордсмен России по количеству заездов в Тур, он выходил на гонку 15 раз и не сошел ни с одной дистанции.
  • Евгений Берзин — единственный представитель российского велоспорта, который надевал желтую майку лидера, став победителем в 1996 году выиграв один этап с раздельным стартом.
  • Денис Меньшов стартовал 11 раз в престижной гонке, имеет белую майку лучшего молодого гонщика за 2003 год.
  • Владимир Карпец девятикратный участник Тура, в 2004 финишировал в майке белого цвета, как лучший молодой гонщик, заняв тринадцатое место в общем зачете.
  • Ильнар Закарин в 2018 году пришел к финишу девятым.

Александров Власов занял пятое почетное место в Тур де Франс 2022 года, став вторым спортсменом из РФ за последние двенадцать лет, ворвавшимся в десятку лучших.

Как принять участие в самой знаменитой велогонке мира

Чтобы попасть на знаменитую велогонку необходимо быть не просто неплохим велосипедистом, а лучшим в своей национальной сборной. В Тур де Франс может участвовать любой спортсмен после выполнения ряда условий. Нужны победы на юниорском этапе и во взрослой категории на международных турнирах. 

Без контракта с профессиональной велокомандой на многодневку не попасть. На пространстве СНГ наиболее продвинутые команды: «Катюша» — РФ и «Астана» Казахстан. Из мировых команд к участию в Большей петле допускаются только лучшие, поэтому стоит пробиваться в одну из них, к примеру, “Garmin-Barracuda” (США) или “RadioShack-Nissan” (Люксембург). 

Но не каждый из 30 участников коллектива попадает на гонку, необходимо проявить себя с лучшей стороны и стать полезным для своей команды. 

Тур де франс предоставляет шанс участия для непрофессиональных велогонщиков. Любители могут воспользоваться возможностью поучаствовать в L’Étape du Tour, которая проводится параллельно гонке Тур, обычно через несколько дней, как по этапу проедут профессионалы.

Что такое Caravane Publicitaire

Caravane Publicitaire или в переводе «рекламный караван» — программа, предложенная Анри Дегранжем в 1930 году для привлечения рекламодателей и снижения расходов спонсоров. Собственно говоря — это великолепный маркетинговый ход. Ярко украшенная колонна из грузовых и легковых автомобилей движется перед началом гонки. 

Поскольку посмотреть на захватывающие этапы гонки собираются тысячи зрителей эта движущаяся презентация попадается им на глаза не один раз, а названия компаний запоминаются. В шествии участвуют порядка ста машин и растягивается процессия до 10 км. Крупному бизнесу чрезвычайно привлекательно такое участие и стоимость заявок постоянно возрастает. Чтобы попасть в Caravane Publicitaire рекламодатели выкладывают немалую сумму в 250 000 евро, к которой добавляются расходы на фирменные мелочи для публики и коммерческие образцы.

Банк GAN при проведении гонки в 1994 году изготовил для раздачи:

  • Брелоки — 170 000 шт.;
  • Значки — 80 000 шт.;
  • Полиэтиленовые пакеты — 60 000 шт.;
  • Собственная газета о гонке — 535 000 экземпляров.

В наше время рекламное шествие представляет собой скорее традицию, поскольку производители спорттоваров снова спонсируют команды. Издание Franceinfo опубликовало итоги опроса, в котором 47% из 12 миллионов почитателей французской велогонки указали, что выходят на обочины трассы исключительно ради зрелищного каравана .

Популярность Тур де Франс у зрителей

Живой коридор из миллионов зрителей, кемпинги по маршруту движения спортсменов, карнавальные костюмы, картины на полях и в небе, все эти креативные знаки поддержки отличают гонку Тур от других спортивных мероприятий. Местные жители небольших городков и деревень, где проходят этапы соревнования с искренним восторгом принимают велогонку и ее участников. Порой в этих сказочных местечках организуют полноценные праздники для болельщиков и зрителей. 

Что такое тур де Франс для болельщиков? Гонка — больше чем соревнование, это общность таких же по духу болельщиков, интересное времяпровождение и путешествие. Тур де Франс называют путеводителем по стране за возможность в теплое время года проехать по уютным уголкам и познакомиться с незнакомыми местами. Велогонку любят не только за зрелищный спорт, но и за увлекательную многодневную прогулку, ведь болельщики следуют за своей любимой командой этап за этапом. 

Возможность принять гонку в своем населенном пункте стоит недешево, но ежегодно устроители соревнования получают письма от местных градоначальников с просьбами проложить маршрут через их поселение. За стартовый этап город заплатит 50 000 евро, а за финишный 100 000 евро. Столице Соединенного Королевства пришлось выложить более 1 миллиона евро за право дать старт Туру в Лондоне в 2007 году.   

Интересные факты

Самая популярная велогонка окружена целым роем любопытных фактов и удивительных историй. Рекорды Tour спортивные арбитры фиксирую постоянно, к примеру: 

  • Ежегодное количество зрителей, наблюдающих за велогонкой по телевизору порядка к 3,5 миллиардов в 190 странах; 
  • Эдди Меркс, который впервые стартовал в 1969 году, на своей первой же гонке выиграл комбинированную классификацию, был награжден в номинации за боевые качества, стал лучшим в состязаниях по количеству очков и стал победителем Тура;
  • Французский велогонщик Жан Робик на финишном этапе, длина которого составила 257 км, смог преодолеть отставание от соперника равное трем минутам;
  • Сильвен Шаванель шоссейный велогонщик из Франции обладает наивысшим результатом по количеству участий в заездах, их у него — 18;
  • Дважды победителями становились участники, не выигравшие ни одного этапа — это  Грег Лемонд в 1990 году и Крис Фрум в 2017 г;
  • Четверо велогонщиков стали лучшими в Тур де Франс в общем зачете по пять раз: Мигель Индурайн, Жак Анкетиль, Бернар Ино, Эдди Меркс. Допинговый скандал лишил Армстронга семи первых мест;
  • Медленнее всего двигались спортсмены на Туре в 2019 году, велогонщик из Бельгии Фирмин Ламбо победил со средней скоростью 24,1 км/ч;

Интересные подробности о велогонке. Самый длинный маршрут был проложен в 1926 году — 5 745 км, а самый короткий в 2014 году — 3 663 км. Велогонщик за один этап сжигает 4000-5000 килокалорий, а за всю гонку до 123 900 килокалорий, что равно сумме килокалорий 253 двойных чизбургеров. Средний спортсмен совершает 90 оборотов педалей в одну минуту, а за все трехнедельное соревнование 486000 оборотов.

Читайте также:

Оцените публикацию
Средний рейтинг 0
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и написать комментарий!
0 комментариев
По новизне
Самые новые
Самые популярные
avatar-blank