
Для многих людей дрифт все еще остается сомнительной забавой для маргинально настроенной молодежи. Тем не менее, это серьезная дисциплина, по которой регулярно проводятся крупные состязания. Соревнования по дрифту нередко помогают выявить новых талантливых гонщиков, которые нередко достигают высочайших результатов.
Как появились первые соревнования по дрифту
Дрифт сам по себе зародился в Японии, где в условиях ограниченного пространства гонщики искали способы проявить себя. В 1988 году признанный мастер дрифта Кэйити Цутия объединился с Даидзиро Инадой и взялся за активную популяризацию этой дисциплины.
Позже это привело к появлению первого легального чемпионата D1 Grand Prix в 2001 году. Организаторы быстро решили распространять лучшие моменты заездов на DVD носителях. Благодаря роликам D1 Video Options дрифт начал распространяться по всему миру как полноценный автоспорт. За первое десятилетие 21 века крупные чемпионаты прошли в США (Formula Drift), Ирландии (IDC) и Британии (BDC).
Проведение соревнований по дрифту в наше время
С самого начала заезды на соревнованиях были одиночными. Судьи оценивали мастерство конкретного гонщика без рассмотрения его состязательных качеств. Сейчас же дрифт-чемпионаты предполагают формат дуэли, когда в заезде участвуют два гонщика.
Соревнования регулярно проводятся как в Японии, так и в других странах мира. Популярны европейские серии, а также российская дрифт-серия.
Подготовка к соревнованиям
Успех в рамках дрифт-состязаний во многом зависит от подготовки гонщика и учета всех основных правил.
Кто может участвовать?
К гонкам допускаются мужчины и женщины в возрасте от 16 лет. Все участвуют на равных условиях. Обязательно наличие действующей лицензии пилота РАФ (или иной НАФ).
Спортсмены младше 18 лет допускаются к соревнованиям только при наличии официального согласия родителей, заверенного у нотариуса.
Требования к автомобилю
Для гонок используются специальные автомобили, которые называют дрифт-карами. Основные требования к машине:
- задний привод, допускающий пробуксовку одновременно двумя колесами;
- двигатель мощностью не менее 160 л.с. (рекомендованы варианты с наддувом);
- легкий кузов, оснащенный дополнительным каркасом безопасности;
- жесткая подвеска с упрочненными амортизаторами.
Также требуется ремень безопасности с шестью точками крепления, безопасный бензобак, прочные стекла и полноценная система пожаротушения.
Как проходят соревнования по дрифту
Соревнования по дрифту включают в себя два этапа:
- квалификационный заезд;
- дуэль участников.
Оба этапа по действующим правилам являются парными.
Квалификационные заезды
В рамках квалификационного заезда каждому дрифтеру предоставляется 3 подхода. 1 заезд не засчитывается, поскольку в нем осуществляется прогрев автомобиля. Показавшие лучшие результаты переходят во второй этап.
Все гонщики стартуют на равных условиях, имея на старте по 100 очков. В ходе состязания за каждую ошибку производится вычитание баллов.
Правила заездов одинаковы для летних и зимних гонок. Выбирается специальная трасса, оборудованная большим количеством поворотов.
Как оценивают заезд. Критерии судейства
При оценке квалификационного заезда судьи опираются на четыре конкретных критерия:
- траектория;
- угол;
- скорость;
- стиль.
Разберем каждый критерий детально.
Траектория движения
Автомобиль должен двигаться плавно по определенной траектории заноса. Задняя часть не должна подергиваться или выбрасываться в сторону. Иногда гонщики для стабилизации авто прибегают к так называемой «коррекции», дергая ручником. Это нарушает траекторию и приводит к вычету баллов.
Угол движения
Тут рассматривается угол, под которым автомобиль движется относительно основной траектории. Важно соблюдать баланс, избегая мини-срывов или серьезных потерь скоростей при превышении угла.
Скорость
Управляемый занос должен быть быстрым и динамичным. Именно это отличает его от незначительного срыва задних колес во время поворота. Чем выше скорость передвижения, тем лучше.
Стиль и эффектность исполнения
Довольно субъективный и абстрактный критерий, который при этом очень важен. Любой автоспорт нацелен не только на выявление победителя, но и на зрелищность. Особенно это касается дрифта. Движения автомобиля должны быть четкими, красивыми и эффектными.
Видео:
Парные заезды
После квалификации следует самый ответственный этап – парные заезды или дуэли. Автомобили выезжают на трек парой, причем сначала лидирует тот, кто выше по итогам квалификационных заездов.
Как проходит парный заезд?Основные отличия от квалификационных
Парные заезды проводятся практически также, как квалификация. Однако лидирующий автомобиль в этом случае должен проехать в дрифте как можно дальше от преследователя. Расстояние между машинами измеряется в корпусах. Задача догоняющего – максимально приблизиться к лидеру.
Обычно преследующей машине приходится периодически срезать углы, стараясь не отставать. При этом заезжать на клипы и тач-н-гоу все еще нужно, стараясь при этом поддерживать правильную траекторию. Спортсменам важно предугадывать движения друг друга.
Как оценивают заезд. Критерии судейства
При оценке парных заездов используются те же критерии, что и в рамках квалификации. Однако тут вносятся некоторые правки, учитывающие специфику состязаний. Автомобили на треке нередко подталкивают друг друга, а определить виновного практически невозможно. Поэтому тут нередко запрашиваются повторные заезды, если выявить победителя не удается.
Какие моменты могут обнулить проезд?
Во время ответственной гонки спортсмен рискует попасть под полное обнуление проезда, если допустит одну из следующих ошибок:
- разворот в любом месте;
- выезд за пределы трассы четырьмя колесами;
- отсутствие постановки в занос поле зоны разгона;
- остановка машины до финишной черты;
- проезд на прямых колесах;
- открытие дверей или капота в ходе гонки.
Техники дрифта, используемые на соревнованиях
На соревнованиях по дрифту гонщики используют следующие техники:
- Торможение. Нажатие на тормоз перед поворотом с появлением управляемого заноса задних колес.
- Колебания. Раскачивание задней части машины в разные стороны.
- Сброс сцепления. Происходит после полного выжимания. Приводит к резкому возрастанию мощности и срыву задних колес.
- Дрифт в грязном грунте. Производится скольжение задними колесами по грязи.
- Ручной тормоз. Базовая техника дрифта, подразумевающая блокировку задних колес и возникновение скольжения.
- Ложный поворот. Направление машины к вешней стороне поворота с последующим переносом веса в ту же сторону. Приводит к скольжению.
- Нажатие носком и пяткой разных педалей.
- Прыжок. Заднее колесо направляется к краю бордюра, что приводит к отскакиванию и заносу.
Иногда применяются и иные техники, связанные с резким бросанием педалей, созданием избытка мощности или переходом на нижние передачи.
Дрифт серии мира-крупнейшие чемпионаты по дрифту
Существует четыре основных чемпионата по дрифту:
- D1 Grand Prix. Основное соревнований, проходящее в Японии с 2001 года. В 2021 году победу одержал Наоки Накамура на автомобиле Nissan Silvia S15.
- Russian Drift Series Gran Prix. Главный российский чемпионат, проводящийся с 2010 года. Чемпионом в 2022 году стал Аркадий Цареградцев на автомобиле Nissan 370Z BadAss VR-Z.
- Drift Masters European Championship – европейский чемпионат, впервые проведенный в 2014 году. Отличается высоким качеством трансляции события на различных платформах. На 2022 год чемпионский титул принадлежит Петру Венцеку на автомобиле Nissan Silvia.
- Formula Drift – американское состязание, существующее с 2004 года. В 2022 году победу одержал Фредрик Асбо на автомобиле Toyota Supra.
Российская Дрифт Серия (РДС или RDS)
В России соревнования по дрифту проводятся в рамках официальной Russian Drift Series (RDS). Серия включает в себя несколько чемпионатов для разных географических регионов. Наиболее престижным турниром считается RDS GP, к которому допускаются только самые талантливые гонщики, хорошо показавшие себя в других соревнованиях.
Также проводятся чемпионаты РДС-Европа и РДС-Азия. Отдельно стоит отметить периодически проходящие одноэтапные гонки. Для них выделяют самые продвинутые автодромы в Сочи и Москве.
Особенностью российской серии можно считать развитый командный зачет, включающий в себя награды в рамках каждого этапа и за весь сезон в целом. Команда может состоять максимум из трех спортсменов.
Мировые рекорды, которые были поставлены по дрифту
Соревнования по дрифту открывают массу возможностей для проявления таланта спортсменов. В рамках чемпионатов нередко ставились удивительные мировые рекорды:
- Самый быстрый дрифт. Рекорд принадлежит чемпиону Японии по дрифту Масато Кавабате, который на модернизированном автомобиле Nissan GT-R Nismo мощностью 1380 л.с. вошел в управляемый занос на скорости 304.96 км/ч.
- Самый длинный занос. Немецкий спортсмен Харольд Мюллер в один из заездов 2014 года смог пройти в управляемом заносе 144.125 км на автомобиле Toyota GT86. Это обеспечило ему место в Книге рекордов Гиннеса. Гонщик в течение 2 часов 25 минут скользил на небольшом треке длиной 220 метров, совершив 612 кругов.
- Наиболее продолжительный парный дрифт. Еще один рекорд от 2014 года, когда подразделение Nissan и школа дрифта Prodrift Academy выпустили на трек сразу два автомобиля Nissan 350Z. Машины проехали 28.52 км за 44 минуты. Специальные судьи следили за соблюдением регламента и минимального расстояния между автомобилями.
Крайне популярны рекорды, связанные с выполнением кругового разворота «пончика». Гонщики регулярно соревнуются в количестве таких фигур, а также сложности условий для выполнения трюка.
Сложнейший «пончик» в ограниченном пространстве совершил английский спортсмен Алистер Моффат, выполнивший элемент между припаркованными автомобилями. Расстояние между ними превышало габариты его машины всего на 2.25 м.
Соревнования по дрифту – серьезное и крайне эффектное ответвление профессионального автоспорта, требующее от участников высочайшего мастерства. Несмотря на относительно небольшой возраст, эта дисциплина уже завоевала сердца огромного количества автолюбителей и продолжает расширять базу поклонников.
Читайте также:
