От чего зависит скорость шоссейного велосипеда
Велосипед — транспортное средство, приводимое в движение при помощи мускульной энергии человека, который является движущей силой. Скорость шоссейного велосипеда, как впрочем, и любого другого перемещающегося объекта — это физическая величина, трактуемая как прохождение точки за определенный промежуток времени. Какая скорость шоссейного велосипеда? Ответ на этот вопрос неоднозначен, поскольку на значения скорости влияет не один фактор, а сразу несколько. Стоит рассмотреть их всех по порядку.
Спортивная подготовка
Полагать, что двигаться на шоссейнике можно с единой скоростью на всем протяжении дистанции, как об этом можно прочитать в Сети, не следует. Скорость на шоссейном велосипеде параметр не постоянный и одним из ключевых обстоятельств определяющих цифровое выражение скорости является физическая подготовка велосипедиста.
Тренированный райдер, постоянно выполняющий поездки на длительные расстояния способен разгоняться и удерживать высокую скорость на шоссейном велосипеде. Помимо общей физической подготовки велосипедисту необходимо владеть безукоризненной техникой педалирования, мастерством правильного дыхания и обладать кардио выносливостью.
Тип дорожного покрытия
Конструкция руля, узкие колеса, посадка велосипедиста шоссейного велосипеда предопределяют наименьшее сопротивление встречным потокам воздуха. Но стержневое значение при наборе лучшей скорости остается за типом дорожного покрытия. На твердом, ровном асфальтовом или бетонном покрытии шоссеру нет равных по быстроте движения. Средняя скорость шоссейного велосипеда по асфальту по прямой — 30 км/ч. Мягкое, сыпучее, гравийное покрытие не даст возможности шоссейнику показать полный комплекс своих скоростных преимуществ.
Встречные воздушные потоки
При беге и обычной ходьбе аэродинамическое сопротивление не оказывает существенного влияния. Основная энергия, вырабатываемая мышцами, расходуется на приведение в движение ног и других участвующих в этой работе мускул. Борьба со встречным воздушным потоком при небольшой скорости ничтожна.
Пересев на велосипед, человек затрачивая практически такие же физические усилия, что при ходьбе, но кратно ускоряет движение. А сопротивление ветру, в данном случае, требует наращивания мощности. Увеличивая свою скорость при езде, к примеру в два раза, по сравнению с ходьбой, в два раза увеличатся затраты силы и энергии на сопротивление встречным воздушным потокам.
F = 0,005 x S x v²
Силу сопротивления воздуха, воздействующую на тандем в виде человека и велосипеда можно выразить по этой формуле. V — представляет суммарную скорость ветра и велосипедиста, S — общая площадь обдуваемой поверхности.
Вот почему встречный ветер — главный враг велосипедиста, бороться с ним нет смысла, но можно совершать маневры, чтобы избежать ощутимых потерь энергии сопротивляясь стихии.
- При сильных порывах, снизить темп, подобрать нужную передачу и проехать неблагоприятную часть пути с наименьшими потерями сил;
- Опираясь на показания гидрометцентра рассчитать маршрут так, чтобы избежать участков с преобладающими встречными потоками;
- Выбирать часы для тренировок, когда ветер стихает, как правило, это утро и вечер;
- При езде держать руки ближе к центру руля, такое положение кистей повышает аэродинамику;
- Снизить парусность одежды за счет приобретения профессионального облегающего костюма для велосипедистов;
- В групповых заездах использовать практику «tailgating», которая успешно применяется профессиональными шоссейными велогонщиками.
Не забывайте, даже если вы составили идеальный план велопохода, учитывая преобладающие направления ветра, отталкиваясь на данные прогноз погоды, все может поменяться в считанные минуты. Поэтому желательно составить запасной вариант на случай изменившихся погодных обстоятельств.
Снизить избыточное воздействие встречного ветра можно в воздушном мешке, создаваемом грузовой машиной, либо автобусом, идущим в том же направлении впереди. Однако такой способ езды опасен, внезапное торможение движущейся перед вами автомашины может привести к столкновению.
Конструкторские особенности разных видов велосипедов разнятся, что влечет за собой разные возможности райдеров сопротивляться встречным потокам. Геометрия шоссеров с их узким рулем, который захватывается снизу и возможностью спортсмена нагнуться, ниже держась за дуги (бараньи рога) предполагает снижение силового воздействия воздушного потока. Шоссейный велосипед — технологически лучший вариант из всех велобайков для противостояния ветру.
Трение в передаточных механизмах
Трение, вызванное загрязнением цепи, не обновлением смазки, истертостью в каретке или втулке приводят к снижению скорости всего велосипеда. Регулярный профилактический осмотр, очищение от грязи и достаточное смазывание узлов подвергающихся трению — залог хорошей езды и набору скорости.
Амортизаторы способствуют уменьшению темпа на ровной поверхности, особенно когда они излишне мягкие. Но без них сложно передвигаться на пересеченной местности. В принципе, для шоссера даже нет необходимости в переключателе скорости. Режим движения выбирает сам велосипедист.
Погодные условия
Влияние погодных факторов на скорость движения очевидно. Ведь перемещается транспортное средство не за счет мотора, а человека, который не укрыт ни сверху, ни с боков, ни с низу. Штормовой ветер сносит гонщика, потоки воды сильного дождя заливают велосипедиста, трасса становится скользкой, теряется сцепление, передвижение становится небезопасным. На грунтовой дороге и вовсе возможность ехать во время сильного дождя пропадает, почва раскисает, и колеса увязают в грязи. В туман пропадает видимость, риск движения по автодороге значительно возрастает. Идеальной считается теплая, сухая и ясная погода, с хорошей видимостью.
Масса велосипеда
Вес велосипеда безусловно влияет на скорость, развиваемую гонщиком. В зависимости от дисциплины, для которой предназначен профессиональный спортивный шоссейный велосипед его масса будет составлять от 3 до 7 кг. Обычный вариант шоссеника может весить 7-10 кг.
Покрышки и давление в них
Колеса шоссейного велосипеда достаточно узкие. Эта конструкторская идея воплощена для уменьшения веса велобайка. Ширина покрышек шоссера бывает — 19, 23, 25, 28, 32 мм. Последние годятся для тренировок, их ещё называют зимними, они уместны также для езды на плохих трассах. Покрышки для шоссера (слики) имеют малое количество неглубоких борозд для обеспечения лучшей скорости.
Производители выпускают покрышки практически с одинаково минимальным весом.
Единицами измерения давления в покрышках являются бары (1 бар = 0,98692 физ. атм.) или psi (фунт/сила на квадратный дюйм). На приборном диске манометра деления внешней шкалы обозначают давление в psi, а внутренняя шкала подскажет значение давления в барах. Величина давления в покрышках шоссера должна быть 4-12 атмосфер. Накачивая колеса не забываете правило, чем толще покрышки, тем меньшее давление должно нагнетаться.
Техника педалирования
Совершенная техника педалирования обеспечивает увеличение скорости велогонщика и повышение спортивных результатов. Как ни странно, правильное педалирование зависит от простых вещей. Необходимо:
- Отрегулировать велосипед;
- Выбрать правильный каденс (скорость педалирования). Новичкам не стоит сразу набирать темп. Необходимо выбрать оптимальную скорость, увеличивая ее постепенно. Эффективный каденс 90-100 RPM (частота оборотов в минуту);
- Чередовать быстрый и медленный каденс;
- Стремиться к равномерному распределению силы. Одинаковый импульс силы, направляемый каждой ногой чрезвычайно важен;
- Попробовать другие виды велосипедов, к примеру, горный;
- Тренировать упор на одну ногу поочередно;
- Выполнять (рисовать) полукруги педалями;
- Укреплять мышцы кора.
Общая физическая подготовка облегчит овладение техникой педалирования. Каждый, кто стремится хорошо ездить на велосипеде должен уметь стоять в планке, делать отжимания и выполнять приседания с весом.
Вес и размер колес
Колеса велосипеда должны преодолевать три основные силы: сопротивление качению, аэродинамическое движение воздуха и гравитации (веса). Все эти факторы учитываются при создании колес шоссейных велосипедов. Езда по ровной поверхности не требует облегчения колес, но для подъемов в гору более легкие колеса будут как нельзя кстати. Вес среднего 40 мм обода из титана составляет 450 гр., а обода в 60 мм — 500 гр. Стандартная шина шоссера составляет 700 мм в диаметре и 23 мм в ширину.
Какую скорость развивает шоссейный велосипед
Физкультурно адаптированные люди на спортивном облегченном шоссейнике могут «выжать» до 40 км/ч и удерживать достижение в течение нескольких минут. Дети на шоссейном велосипеде разгоняются до 12-15 км/ч. Шоссейный велоспорт позволяет спортсменам сохранять среднюю скорость на уровне 43 км/ч.
Средняя скорость шоссейного велосипеда
Средняя скорость шоссейного велосипеда 30-35 км/час, но такую планку выдерживают люди имеющие опыт езды на велобайке. А какую скорость развивает шоссейный велосипед с восседающим на нем человеком среднего уровня подготовки? Обычный человек, следуя по трассе с подъемами и спусками, развивает среднюю скорость 12-18 км/ч.
Максимальная скорость на шоссейном велосипеде
Самый быстрый из всех типов велосипедов — шоссейный. Его конструировали и усовершенствовали специально для велогонок. Шоссер способен разгоняться на ровных трассах более чем 70 км/ч. Но таких идеальных условий в черте города и пригородной местности не существует, поэтому всех достоинств шоссейного велосипеда ощутить не удастся, разве что попробовать езду на треке.
Рекорды скорости на шоссейном велосипеде
Рекорд скорости на шоссейном велосипеде не единичен. В разные в годы, разные спортсмены, в различных дисциплинах достигали наивысших результатов, двигаясь быстрее остальных гонщиков. Максимальная скорость на шоссейном велосипеде была достигнута и удерживалась в качестве средней на протяжении целой дистанции в соревнованиях «Тур де Франс» велогонщиком из Соединенных Штатов Лэнсом Армстронгом в 2005 г. Значение средней максимальной величины скорости составило 41,654 км в час. Выполняя спуски с возвышенных участков трассы, спортсмены Тур де Франс могут вполне догнать автомобиль, развивая скорость до 90 км/ч.
- Рекорд скорости и выносливости на кольцах велодрома равен 51.151 км/ч. Добился успеха в 1984 году итальянец Франческо Мозер на высокогорном велотреке;
- Самая высокая скорость на спуске с горного склона составляет 223 км/ч, установлен рекорд на горном велосипеде в 2000 году, установил рекорд Эрик Бароне;
- Аэродинамический обтекатель позволил развить скорость велобайка до 133,78 км/ч;
- Скоростной рекорд, выполняемый гонщиком, следующим за болидом, создающим идеальные аэродинамические условия по ровной глади соляного озера, установлен в 1995 году, и составляет 268 км/ч. Он принадлежит Фреду Ромпельбергу.
Самые сложные рекорды в велоспорте достигаются на горных гравийных склонах, где невозможно пустить впереди автомобиль для отвода воздушных потоков. В таких условиях требуется исключительно опыт, титанические усилия и навыки самого велогонщика.
Как повысить скорость езды на шоссейном велосипеде: общие советы
Не только спортивная подготовка и хорошее дорожное покрытие влияют на то, с какой скоростью едет шоссейный велосипед. Скорость велобайка можно повысить, если следовать нескольким советам от продвинутых велосипедистов:
- Увеличить давление в шинах;
- Повысить эффективность трансмиссии. Это достигается путем очистки от грязи, остатков масла и нанесением новой смазки;
- Установить колеса для гонок;
- Поставить подлокотники Clip On;
- Освободить велосипед от всего лишнего;
- Установить новый задний набор звёзд (кассету). Необходимо найти кассету с преимуществом в один зуб между звездами 14 т и 19 т. Неплохо было бы подобрать, как 16 т, так и 18 т;
- Удалить излишние детали, если они есть. Такие как светоотражательная система, насос, брызговики. Снизить свой личный вес, перейдя на диету. Бутылку с водой брать только на длительные расстояния или при жаркой погоде;
- Обеспечить велосипед устройством контролирующим данные велосипеда и уровень усталости велосипедиста;
- Проверить основные соединения и детали, чтобы они не шатались, затянуть все болты;
- Повысить аэродинамику при помощи специальных аксессуаров. Сменить обувь на сверхлегкую, приобрести аэрошлем и экипировку для велогонок.
Отрегулируйте мыс седла, особенно если вы испытываете дискомфорт при движении на высокой скорости. Удобная посадка еще один залог в достижении скоростных рекордов.
Читайте также: