
Велосипед – излюбленный спортинвентарь с детства. Многие любят и умеют на нем ездить, ведь это не только интересно, но и полезно. Любители велосипедов объединяются в сообщества, клубы, проводят соревнования, путешествуют. Постепенно полезное увлечение переросло в дисциплину спорта. Существует несколько видов дисциплин в велоспорте, среди них – шоссейные гонки.
Подробнее о дисциплине шоссейного велоспорта
Шоссейный велоспорт – гонки на велосипедах на скорость по автомобильным дорогам общего пользования. Шоссейные гонки относятся к олимпийским видам спорта, и это первая дисциплина, по которой проводились велосипедные соревнования.
Интерес к велогонкам по автодорогам возник в 19 веке, шоссейный велоспорт включили в программу олимпийских игр с 1896 года. С того времени проводятся крупные велогонки, такие как Тур де Франс, собирающие миллионы болельщиков.
Как появился шоссейный велоспорт?
Велосипед появился в 1800 году на одном из заводов в Нижнем Тагиле. Его изобрел крепостной Ефим Артамонов, однако он не смог получить патент на изобретение. Первый патент получил Карл фон Драйс из Германии и с тех пор велосипед получил распространение. Первый велосипед двигался со скоростью 10 км/ч.
Первый соревновательный заезд на велосипедах прошел в парке Сен-Клу недалеко от Парижа в 1868 году на дистанции в 2 км. В 1896 году была проложен первый маршрут в 122 км по дороге Париж – Руан. В заезде приняло участие 400 человек, из которых только 32 пришли к финишу. Первым победителем был Джеймс Мур.
Получив распространение в Англии и Америке, велогонки вошли в список Олимпийских видов спорта в 1896 году. Первая крупная шоссейная велогонка на дистанцию 200 км была проведена в 1892 году в Бельгии по маршруту «Льеж – Бастонь - Льеж». Гонка продолжалась несколько дней и дала начало многодневным заездам.
Самые известные гонки Тур де Франс имеют начало в 1895 году. Француз Жуайро совершил одиночный заезд по всей Франции за 18 дней, оставаясь на ночевку в гостиницах. Эту идею подхватил Анри Дегранж, который организовал первые многодневные гонки в 1903 году, сегодня известные как Тур де Франс. 1 июля 60 велогонщиков направились из пригорода Парижа Монжероне по маршруту, протяженностью 2000 км. Гонка была проведена в 6 этапов в течение 19 дней, вместо запланированного 35-дневного заезда.
1921 год был стартовым для проведения чемпионатов мира среди любителей велоспорта на дистанции 190 км. Для профессиональных гонщиков мужчин – 1927 г на трассе в 185 км, женщин – 1958 г.
В 1938 году Международный союз велосипедистов зарегистрировал первый шоссейный велосипед. Модель современного велосипеда мало чем отличается от первой.
Маршрут велогонщика лежит не только по асфальтированным дорогам, но может проходить и по пересеченной местности. Главное условие для покрытия дороги – твердая поверхность.
Какие виды шоссейных гонок существуют на сегодняшний день
Правила соревнований в велоспорте со временем получили некоторые изменения. На сегодняшний день проводятся несколько видов шоссейных гонок: индивидуальная, групповая, критериум.
Индивидуальная гонка
Этот вид гонки является обязательной дисциплиной Олимпийских игр, а также как один из этапов гранд-туров.
Для индивидуального заезда стандартной дистанцией для мужчин считается 40-50 км. Велосипедисты стартуют поочередно с интервалом 2-3 мин. Победителем признается тот, кто прошел дистанцию с наименьшим временем.
Групповая гонка
Относится к дисциплинам Олимпийских игр. В групповой гонке спортсмены стартуют группой одновременно. В каждой команде допускается от 4 до 9 участников, по решению организаторов. Все команды имеют одинаковое количество участников. Во время заезда на шоссе допускается только 200 велосипедистов. Победителем становится тот, кто пришел к финишу первым.
В групповых гонках важна не только скорость, подготовка спортсмена, но и тактика. Для победы группы все участники команды могут помогать только одному – лидеру. Помощники или грегори выполняют множество важных функций: защищать от атаки соперников, ветра и других. Грегори редко становятся победителями, поскольку в заезде выполняют много функций.
Протяженность трассы зависит от формата: однодневные или многодневные гонки, и варьируются от 260 до 3500 км.
Критериум
Критериум – кольцевая гонка по улицам города. Шоссейная программа предусматривает прохождение определенного количества кругов с промежуточными финишами. Длина круга составляет от одного до трех километров, может быть больше или меньше по решению организаторов, число кругов – до 50. Победителем объявляется тот, кто наберет наибольшее количество очков на промежуточных финишах.
Среди велогонок критериум наиболее зрелищен, так как проводится в городе на глазах у болельщиков на небольшой дистанции круга. Чаше всего критериум – это завершающий этап гранд-туров, проводится на коммерческой основе.
Дополнительные категории шоссейных велогонок
Помимо видов, шоссейные гонки подразделяются на категории:
- однодневные. Заезды проходят в рамках одного дня по стандартному незамкнутому маршруту, протяженность которого составляет от 200 до 300 км;
- многодневные. Заезд длится два и более дней. Каждый день необходимо группой преодолеть заданную дистанцию. Победителем считается тот, кто преодолел путь за наименьшее время. Время суммируется за прохождение каждого этапа;
- кольцевые гонки. Схожи с критериумом, только в кольцевых гонках промежуточные финиши не влияют на результат заезда. Побеждает тот, кто быстрее проходит последнее кольцо;
- Гранд Тур. Самая престижная категория шоссейных велогонок. Проходит в течение трех недель и состоит из 21 этапа, каждый из которых не превышает дистанцию 200 км. Во время прохождения маршрута предусмотрены два выходных.
Правила шоссейных велогонок
В велогонках существуют общие правила для участников и прописаны особенности проведения гонок, в зависимости от вида.
В общих правилах прописаны требования к велосипедам и обмундированию спортсмена.
Для участия в соревнованиях допускаются легкие велосипеды, изготовленные из легкой стали, алюминия, титана, углепластика. Шоссейный велосипед должен иметь узкое седло, тормоза, пневматические шины, переключатель скорости (допускается до 14-ти скоростей). По весу допускается велосипед от 6,85 до 10 кг, габаритами в длину до 2 м, ширину до 50 см.
Спортсмен в обязательном порядке должен надеть шлем. В целях безопасности расстояние между спортсменами не должно быть менее двух метров.
В групповых велогонках существуют определенные правила взаимопомощи велогонщиков. Можно передавать друг другу еду или питье, ключи даже соперникам. Но передавать свой велосипед или его запчасть можно только участнику команды.
В индивидуальной гонке, согласно правилам, более сильные игроки мирового рейтинга стартуют позже других. В отличие от групповых правил взаимопомощи, в индивидуальной гонке запрещено помощь другим участникам. Кроме этого запрещено использование аэродинамической тени соперника, идущего впереди.
По правилам, в критериуме необходимо пройти заданное организаторами количество кругов с промежуточными финишами, где присуждаются очки. Первому, пересекшему промежуточную финишную прямую присуждается 5 очков, далее по убыванию второй, третий, четвертый – 3, 2, 1 соответственно.
Победителем считается велосипедист, набравший наибольшее количество очков.
В качестве награды победитель получает велосипедную майку:
- лидер генеральной классификации:
- лучший спринтер;
- горный король;
- лучший молодой гонщик;
- чемпион мира;
- национальный чемпион.
Во всех видах гонок запрещено подталкивание соперника.
Сезонность проведения гонок
Шоссейный велоспорт относится к летнему виду спорта, но в зависимости от полушария месяцы сезона могут отличаться. В Европе и США сезон начинается с ранней весны и заканчивается осенью.
Австралия отличается жарким летом и мягкой зимой, поэтому сезон любительских гонок приходится на осенне-зимне-весенний период. Если велогонка проходит летом, то в утренние часы или поздним вечером.
Нормативы по шоссейному велоспорту
По мере развития шоссейного велоспорта стихийные правила и нормативы были приведены к единому международному стандарту, выполнение которых позволяет получить определенные спортивные разряды. Получение спортивных разрядов возможно при достижении 13 лет, звание КМС – 14 лет, МС – 15 лет после выполнения нормативов на федеральных, региональных соревнованиях.
Таблица разрядных нормативов для мужчин
Дисциплина |
Дистанция |
Время | Спортивный разряд | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
МС | КМС | I разряд | II разряд | III разряд | I (юн) разряд | II (юн) разряд | III (юн) разряд | |||
Индивидуальная гонка на время | 50 км | час/мин/сек | 1:06:05 | 1:09:30 | 1:15:39 | 1:21:30 | 1:31:00 | - | - | - |
25 км | мин/сек | 32:03 | 34:02 | 36:45 | 38:30 | 41:30 | - | - | - | |
20 км | мин/сек | 25:24 | 26:58 | 29:00 | 30:30 | 32:00 | 34:00 | - | - | |
15 км | мин/сек | 18:49 | 19:59 | 21:30 | 22:30 | 24:00 | 25:15 | 31:34 | 34:11 | |
10 км | мин/сек | 12:20 | 13:06 | 14:07 | 15:12 | 16:00 | 18:47 | 20:41 | 22:24 | |
Парная гонка | 50 км | час/мин/сек | 1:02:55 | 1:06:50 | 1:12:30 | 1:17:30 | 1:26:45 | - | - | - |
25 км | мин/сек | 30:30 | 32:25 | 35:30 | 37:30 | 38:00 | 41:00 | 51:10 | 55:25 |
Таблица разрядных нормативов для женщин
Дисциплина |
Дистанция |
Время | Спортивный разряд | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
МС | КМС | I разряд | II разряд | III разряд | I (юн) разряд | II (юн) разряд | III (юн) разряд | |||
Индивидуальная гонка на время | 25 км | мин/сек | 36:30 | 38:50 | 41:55 | 45:05 | 50:25 | - | - | - |
20 км | мин/сек | 28:59 | 30:47 | 33:12 | 35:44 | 39:57 | - | - | - | |
15 км | мин/сек | 21:29 | 22:49 | 24:36 | 26:28 | 29:00 | 31:00 | 36:02 | 39:02 | |
10 км | мин/сек | 14:04 | 14:57 | 16:07 | 17:21 | 19:00 | 21:00 | 23:37 | 25:35 | |
5 км | мин/сек | 06:50 | 07:16 | 07:50 | 08:26 | 09:00 | 09:30 | 11:28 | 12:26 | |
Парная гонка | 50 км | час/мин/сек | 1:11:50 | 1:16:20 | 1:22:15 | 1:28:30 | 1:39:00 | - | - | - |
25 км | мин/сек | 34:50 | 36:59 | 40:00 | 41:00 | 43:00 | - | - | - |
Получение звания МСМК доступно при достижении 17 лет после участия в международных соревнованиях. Звание МСМК присваивается, если занять место не ниже восьмого.
Условия получения МСМК
Статус соревнований | Пол, возраст | Занятое место |
---|---|---|
Олимпийские игры | Мужчины, женщины | 1-8 |
Чемпионат мира | Мужчины, женщины | 1-7 |
Кубок мира (сумма этапов) | Мужчины, женщины | 1-6 |
Первенство мира | Юниоры (19-22 года) | 1-3 |
ПервенствоЕвропы | Юниоры, юниорки (19-22 года) | 1-2 |
Другие международные спортивные соревнования включенные в ЕКП | Мужчины, женщины (многодневная гонка, групповая гонка) | 1-4 |
Особые условия | Для спортивных соревнований, на которых предусмотрены рейтинговые очки (класса 1,1; 1,2; 2,1; 2,2) |
Самые известные соревнования по шоссейному велоспорту
По программе чемпионатов мира
Чемпионаты мира по соревнованиям велосипедистов по шоссе проводятся ежегодно, начиная с 1927 года. В гонках могли участвовать только мужчины. Чемпионат проходил в г. Нюрбургринге. Первым победителем стал итальянец Альфредо Бинда.
В 1958 году на чемпионате мира во Франции впервые были допущены женщины.
На ЧМ в 1962 году, проходившим в Сало, Италия добавлена командная гонка с раздельным стартом. Этот вид гонки просуществовал до 1994 года, позже в 2012 году добавлен снова.
ЧМ 1995 года по шоссейным велогонкам проходил в Дуитаме, Колумбия и стал последним для любительских заездов, первым, проводимым в конце сезона, после гонок Вуэльта, Испания.
1996 года в г. Лугано, Швейцария знаменовался заменой любительской категории для мужчин на юниорскую U23. Профессиональная категория становится открытой. Чуть позже – элита.
Олимпийские игры
Конечно, самыми запоминающими были первые олимпийские игры 1896 года.
Затем в 1912 году в программу Олимпиады из всех дисциплин велоспорта были включены только шоссейные гонки.
Олимпийские игры 1984 года известны введением женских команд для соревнований.
Олимпиада 2021 года в Токио известна увеличением мужского маршрута до 234 км, женского до 137 км.
Общие
В число самых известных велогонок мира включены:
- Тур де Франс, маршрут которой проходит по территории Франции и пяти смежных стран. Проводится ежегодно;
- Велогонка мира. Элитные европейские соревнования, проводятся более 60-ти лет;
- Трансконтинентальные гонки. Первые заезды состоялись в 2013 году по маршруту Лондон-Стамбул.
Отдельно выделяются ежегодная гонка «Джиро д`Италия», проводимая с 1909 года и «Вуэльта-а-Эспанья».
Шоссейный велоспорт на Олимпийских играх
Шоссейный велоспорт входит в программу летних олимпийских игр с 1896 года. В рамках первых соревнований была проведена групповая гонка на дистанции 87 км среди мужчин. Программа для велосипедных соревнований на первых Олимпиадах была не стабильна. Следующие шоссейные гонки были включены в программу олимпийских игр в Стокгольме в 1912 году. В этом же году российские спортсмены впервые участвовали в состязании.
Первые официальные правила проведения велогонок были приняты в 1928 году для IX Олимпиады. Этим правилам с не существенными изменениями придерживаются до настоящего времени.
Вплоть до 1960 года в программу Олимпиады были включены только групповые гонки с масс-стартом на дистанцию 100 км. В команде могли участвовать 4 велосипедиста. В период 1920-1956 года команда-победитель определялась по сумме времени трех спортсменов одной страны, позже – сумме первых четырех участников.
Женщин допустили к соревнованиям только в 1984 году на летней Олимпиаде в Лос-Анжелесе.
Лидерами шоссейной гонки на первых Олимпиадах были французы и британцы. Первая медаль СССР была завоевана в 1960 году в Риме Виктором Капитоновым.
Федерации шоссейного велоспорта
Главной организацией в велоспорте является Международный союз велосипедистов (UCI). Он образован в 1900 году для организации соревнований, контроля за их проведением, курированию деятельности федераций в других странах.
В России велоспорт курируется Федерацией велосипедного сорта (ФВСР), в европейски странах – Европейским союзам велосипедистов.
Чемпионат мира по шоссейному велоспорту в 2022 году
Чемпионат мира 2022 по шоссейному велоспорту прошел с 18 по 25 сентября в городе Вуллунгонге, Австралия. В турнире приняли участие спортсмены из стран Европы, США, Австралии, Японии, Азии. Впервые за период проведения чемпионатов в один за день проходили мужские и женские индивидуальные заезды на 34,2 км.
В рамках чемпионата проходили:
- элитная шоссейная гонка и гонка на время;
- шоссейная велогонка для спортсменов до 23 лет, юниоров;
- гонка на время среди юниоров и спортсменов до 23 лет.
Маршрут был технически сложен и состоял из многочисленных подъемов/спусков, 24 поворотов.
В групповой гонке для мужчин протяженность маршрута составила 268,3 км, для женщин – 164,3 км, юниоры – 135,6 км, юниорки – 67,2 км. В индивидуальной гонке мужчины выступали на 28,8-34,2 км, юниоры и юниорки – 28,2-14,1 соответственно.
Победителем групповой гонки стал бельгийский спортсмен Ремко Эвенпул, опередив соперников чуть больше, чем на 2 минуты. Среди женщин двукратной победительницей стала Зое Бакстедт из Великобритании. В смешанной командной гонке Швейцария стала чемпионом мира.
Россия и Беларусь впервые за долгое время не участвовали в состязании.
Читайте также:
