Шоссейный велосипед - велосипед, предназначенный для скоростной езды.

Как пользоваться шоссейным велосипедом

Какие правила нужно освоить для езды на шоссейном велосипеде, как накачать и снять колесо, настроить его "под себя"

Опубликовано 9 января 2023г. 12:30 271 просмотр
0
0
Скопировать
Telegram
OsborneDsds
OsborneDsds 2 подписчиков

Шоссейный велосипед значительно отличается по параметрам от других, поэтому нуждается в особом обращении. Нередко новички сталкиваются с непривычными ощущениями от езды, нюансами управления и хвата. Однако, если правильно настроить велосипед под параметры велосипедиста, можно достаточно быстро получать удовольствие от катания.

О том, как настроить шоссейник под гонщика, правильно на нем ездить рассмотрим ниже.

Почему шоссейный велосипед сначала кажется неудобным?

Шоссейный велосипед отличается от других конструктивными особенностями: особая геометрия, короткая база, непривычно «острый» руль, иное управление тормозом и трансмиссией. 

Садясь на такой агрегат, вместо легкости езды, велосипедисту нужно ловить курс велосипеда, возникают сложности с тем, куда нажимать, чтобы корректировать скорость в большую или меньшую сторону, как дотянуться пальцами до тормозной ручки. Все вместе это создает неудобства при езде на шоссейнике.

Чтобы адаптироваться к езде, нужно проехать несколько километров и перенастроить рефлексы. Ведь шоссейник вряд ли у кого-то – первый велосипед. Тело и мозг привыкли к положению на гибриде, МТБ или прогулочном байке. Перенастроить мозг и рефлексы возможно только с наработкой минимального опыта.

Езда на шоссейном велосипеде: что нужно освоить

Естественно, для управления шоссейником с его особенностями нужно обучиться некоторым навыкам: правильное переключение передач и торможение, совершение поворотов. Кроме этого, необходимо научиться правильному хвату руля. Это обеспечит комфортное положение и управление во время езды.

Как правильно переключать скорость на шоссейном велосипеде

Многие велосипедисты не оценивают наличие трансмиссии с большим количеством передач на шоссейном велосипеде, так как на МТБ или гибриде они не играют большой роли в наборе скорости. Однако не стоит забывать, что шоссейник – скоростной велосипед, оснащение многоступенчатой трансмиссии существенно облегчает разгон и передвижение. Некоторые передачи требуют постоянного вращения педалей, некоторые – редкое вращение, но с большим усилием.

Задача велосипедиста – сохранить ритм или скорость вращения педалей в диапазоне 80-100 об/мин. Для этого нужно знать, как правильно подбирать и как переключать скорости на шоссейном велосипеде.

Что нужно знать?

  1. Большую мощность дает сочетание звезд маленькой передней и большой задней. Применяется на крутом подъеме. 
  2. Высокая скорость и быстрый разгон обеспечивается комбинацией из наибольшей передней и самой маленькой задней звезд.

Грамотно начинать движение, используя среднюю переднюю звезду, задним переключателем регулировать нагрузку на ноги. Переключение передач должно быть плавным. Резкие рывки могут вывести всю трансмиссию из строя. 

Основные правила правильной эксплуатации:

  • переключать передачи только в движении, вращая педали;
  • запрещено перескакивать через скорости и ставить цепь по диагонали. Это приведет к преждевременному износу цепи;
  • нельзя переключать передачи под нагрузкой. Переключаться нужно до того, как возникнет нагрузка на велосипед.

Как тормозить

Тормоза на шоссейном велосипеде находятся и спереди, и сзади. За торможение передним колесом отвечает левая тормозная ручка, за задним – правая. 

Новичкам рекомендуется тормозить обеими ручками одновременно.

Как поворачивать

При проезде поворотов пользуются двумя основными способами:

  • С наклоном велосипеда. В этом случае велосипедист наклоняется под одним углом с велосипедом – ось подседельной трубы совпадает с осью позвоночника велосипедиста. Центробежная сила при таком способе компенсируется смещением центра тяжести внутрь поворота. В поворот лучше всего проходить по внешнему радиусу поворота.
  • С наклоном велосипедиста. Этот способ используется при хорошем сцеплении колес с дорогой. Способ заключается в наклоне велосипеда на более острый угол относительно поверхности, при этом велосипедист сохраняет вертикальное положение. В этом случае центр тяжести смещен ближе к поверхности земли. Этот способ позволяет пройти поворот с меньшим радиусом и на большой скорости. 

Независимо от способа, перед входом в поворот необходимо притормозить. При наклоне велосипеда, в повороте рекомендуется аккуратно давить на руль и внешнюю к повороту педаль. На выезде из поворота нужно начинать педалировать. 
Благодаря этим способам поворот проходится легко без лишнего поворота руля.

Подбираем правильный хват

Шоссейный велосипед имеет необычную форму руля в виде бараньих рогов. Это первое, что озадачивает новичка. Такая форма имеет практическое значение и позволяет наиболее комфортно проходить длинные дистанции. 

Изогнутая форма руля предусматривает два вида хвата: верхний и нижний.

Удерживая верхний хват, можно с легкостью совершать маневры в городской среде.

Нижний хват применяется для езды на длинные дистанции по трассе. С помощью удержания руля за нижний хват тело велосипедиста наклоняется сильнее. Это обеспечивает хорошую аэродинамику, позволяет быстрее набирать и удерживать скорость.  

Куда смотреть, когда едешь

При езде на шоссейнике рекомендуется смотреть на 7-10 метров вперед, для своевременного обнаружения препятствий и поворотов. Нельзя держать взгляд на переднем колесе. Не стоит рассматривать препятствия и объекты, к которым приближаетесь.

Отличается ли езда на шоссейном велосипеде в городе?

Шоссейный велосипед относится к спортивному инвентарю, предназначен для скоростного катания по ровному асфальтовому покрытию. Редко встретишь городские улицы с ровным асфальтовым покрытием, скорее присутствует много ям, бордюров. Однако некоторые велосипедисты активно используют шоссер для городской езды, считая, что лучше  быстро проехать ровные участки и аккуратно объехать ямы, чем вспотеть на горном велосипеде. 

Кроме этого шоссер для города выбирают и по другим причинам:

  • более компактны, чем другие байки, исключая складные. Их легче хранить в квартире;
  • малый вес (до 10 кг);
  • малогабаритный руль, шириной с плечи позволяет проезжать по пробкам и узким улочкам;
  • хороший накат благодаря колесу большого диаметра;
  • можно ездить на далекие расстояния, с минимумом усилий.

Для езды в городе выбирают шоссейники с карбоновой или стальной вилкой. Они более прочные и выдерживают большие нагрузки, чем алюминиевые.

Как настроить шоссейный велосипед “под себя”

Правильная посадка на шоссейном велосипеде выглядит так: ноги выпрямлены, а тело немного смещено вперед. Такое положение обеспечивает хорошую аэродинамику и меньшие затраты энергии на движение.

Настраивается посадка следующим образом:

  • нога немного сгибается;
  • руки ложатся на руль, корпус тела немного наклоняется. Велосипедисту должно быть комфортно смотреть вдаль. Если этого нет, то руль немного приподнимается;
  • руки сгибаются;
  • прокручивая педали, колени не должны касаться локтей. 

Для новичка или если не важна аэродинамика, посадку лучше регулировать так, чтобы изгиб в локте был небольшой. Большинство велосипедистов предпочитают держать угол между плечевой частью руки и торсом примерно 90 градусов.  

Как написано выше, комфортная езда на шоссейнике обеспечивается правильной настройке параметров велосипеда под гонщика или его подгонка. Под параметрами понимается не только размер рамы, но и элементы соприкосновения велосипеда с велосипедистом: педали, седло, расположение руля и рычагов на нем. Даже если рама не по размеру, можно настроить другие параметры, комфорт в езде обеспечен.

Педали

На шоссейном велосипеде комфортнее всего катать в контактных туфлях с установленными шипами. Шипы рекомендуется установить под подушечкой большого пальца. Если через какое-то время велосипедист испытывает дискомфорт, то шип нужно переместить:

  • ближе к пятке – при ощущении напряжения в икрах или ахилловом сухожилие;
  • ближе к носку – при ощущении боли в подъеме стопы.

Также в зависимости от формы ног, шипы можно сдвигать по линии от подушечек большого пальца до мизинца, а также менять угол вращения. Важно, чтобы колени и стопы располагались на одной вертикальной линии, нога располагалась так, как-будто человек стоит на земле.  

Седло

Основная ошибка, которую делают новички при настройке велосипеда – неправильная регулировка высоты седла. Они, как правило, ставят его слишком низко для ощущения безопасности. Когда увереннее себя чувствуют, впадают в другую крайность – ставят высоко. Однако и то, и другое положение не приносит комфорта в движении. Правильнее найти среднее значение. Для этого ставим босую ногу на педаль, которая должна располагаться на одной оси с подседельной трубой. Колено должно быть выпрямленным. Когда оденутся велотуфли, нога примет правильное положение. Если чувствуется дискомфорт, высоту седла можно корректировать на 5 мм, вверх или вниз. 

Кроме этого, седло регулируется по горизонтали. Это необходимо для правильного смещения центра тяжести велосипедиста и правильного распределения нагрузки велосипед. Правильная позиция – расположение колена над осью педали. Если в таком положении есть ощущение, что тело заваливается назад, необходимо сместить седло вперед.

Некоторые велосипедисты меняют угол наклона носа седла. Однако это может привести к болям в спине. Идеальным вариантом будет его ровное положение.

Высота и расположение руля

Когда только проходит обучение езде на шоссейном велосипеде устанавливают высоту руля на уровне седла или на 3-4 см ниже. Далее постепенно можно снижать до 10 см. Если руль расположен выше седла, это нарушает аэродинамику и ломает осанку. Высота руля регулируется с помощью проставочных колец.

К параметру расположение руля относят ширину, вынос руля. Оптимальная ширина руля равняется ширине плеч. Узкий руль ставят для обеспечения хорошей аэродинамики. 

Определить правильную длину выноса можно по направлению взгляда. При посадке на велосипед взгляд должен проходить через центр руля во втулку переднего колеса. При этом за рулем не должно быть видно втулки. Если втулка видна перед рулем – вынос делается длиннее, ближе к раме – короче.

Как накачать колесо шоссейного велосипеда

Любой велосипед требует технического обслуживания. Перед выездом на дорогу в первую очередь проверяется давление в шинах, состояние тормозов. Если давление в шинах низкое, колеса необходимо накачать до установленного значения. Если подкачка на обычном велосипеде сложности не создает, то шоссейник может подкинуть трудностей. Особенно новичку.

До какого давления накачивать колесо

Из-за специфики использования шоссейного велосипеда к давлению в шинах предъявляются особые требования. Для городской езды на любом велосипеде достаточно трех с половиной атмосфер. А для шоссейника этот параметр составляет 6 атмосфер. Для накачки используют электрические модели насосов, так как обычным ручным сделать это проблематично.  

Какие трудности могут возникнуть при накачивании колеса

Основная трудность, с которой встречаются велосипедисты, особенно новички – совместимость компрессора с ниппелем. На шоссейнике устанавливается ниппель спортивной модели Presta, который в диаметре меньше, чем автомобильный или других разновидностей. Для накачки шин используется специальный переходник, установленный на колесо.

Как снять заднее колесо шоссейного велосипеда

Снятие заднего колеса может быть необходимым не только при поломке, техобслуживании, но и при необходимости транспортировки. В зависимости от того, какие тормоза стоят, дисковые, ободные, гидравлические снятие и установка заднего колеса имеет свои особенности.

На шоссейник чаще всего устанавливаются дисковые тормоза. Прежде чем снять колесо нужно сделать так, чтобы диски не сомкнулись между собой. Чаще всего в ремкомплекте есть специальная пластиковая заглушка, которая вставляется между ними. Можно использовать другой тонкий предмет, например, плотный картон.  

Снятие колеса с ободным тормозом начинается с его ослабления. Для этого разжимают рычаги и сводят их вместе, затем приподнимают фиксатор поворота. 

Далее выполняются следующие действия:

  1. Ослабление цепи. Её перемещают на маленькие звездочки, проворачивая колеса. 
  2. Установка велосипеда таким образом, чтобы к нему можно было подойти с любой стороны. Для этого байк переворачивают, ставят его на руль и седло, предварительно сняв с руля рычаги, которые могут помешать устойчивости. Однако стоит помнить, что гидравлические тормоза не любят такого положения. Поэтому перед такой установкой нужно прокачать тормоз, иначе в систему попадет воздух. 
  3. Снятие колеса. 

Выполняемые действия зависят от типа крепления: 

  • если крепление эксцентрик – необходимо перевести цепь на меньшую звездочку, отворачивать рычаг, контролирующий эксцентриковый зажим, на 180 градусов против часовой стрелки. Рычаг расположен с левой стороны. С правой стороны необходимо открутить гайку на несколько оборотов;  
  • для гаечного крепления необходимо с одной стороны зафиксировать гайку ключом, со второй – крутить против часовой стрелки.

Как выбрать обмотку для велосипеда

Любители шоссейных велосипедов очень любят украшать руль своего байка оплеткой или обмоткой из разных материалов. Это несет не только эстетическую функцию, но и практическую.

Для чего она необходима

Одна из функций обмотки для руля – обеспечение велосипедисту надежного захвата руля в любой ситуации. Например, при езде под дождем, при вспотевших ладонях руки не скользят по ручкам руля. Кроме этого, обмотка делает захват более приятным и комфортным.

Вторая важная функция – гашение вибраций при езде по дороге с неровностями. 

Оплетка делается на весь руль, поэтому можно держать руль не только за ручки, но и там, где удобно.

Требований к материалам не так много. Основное из них – прочность и надежность. Ещё один показатель – эстетичность.

Виды обмоток

Обмотка делается лентой, изготовленной из разных материалов: кожи, текстиль, вспененный синтетический материал, пробковая лента. В зависимости от материала, она имеет разную стоимость. 

Самая дорогая и качественная обмотка выполняется из натуральной кожи. Она не боится многих механических повреждений, высокой влажности, больших температур, приятная на ощупь и не скользкая. 

Вспененный синтетический материал имеет долгий срок службы, изготавливается разной текстуры и цветовой палитре. Хорошо гасит вибрации при нагрузке. Чаще всего такую обмотку делают подростки. 

Пробковая лента – прочный, долговечный материал, хорошо отталкивает влагу.

В крайнем случае, велосипедисты используют текстильные ленты. Это самый дешевый вид обмотки. Ткань быстро промокает, долго сохнет, не долговечна в эксплуатации.

Можно ли обмотать руль своими руками?

Многие велосипедисты доверяют обмотку руля специалистам, однако есть и те, кто обматывают руль шоссейного велосипеда самостоятельно.

Самыми популярными материалами являются натуральная, искусственная кожа, специальные обмоточные ленты, продающиеся в веломагазинах. 

Выполнять работу рекомендуется в теплом, сухом помещении. 

Последовательность работы такая:

  • снимаются ручки и остатки старой обмотки;
  • руль тщательно очищается от следов клея;
  • крепятся тросики тормозов и трансмиссии;
  • руль обматывается изолентой. Это позволит быстро снять обмотку в случае необходимости;
  • на изоленту наматывается двухсторонний скотч;
  • наматывается лента из выбранного материала по направлению снизу вверх.

Первый виток обязательно делается прямым, далее возможен небольшой наклон. Если вдруг лента закончилась, а обмотку нужно продолжить, её конец закрепляется мелкой лентой. 

По окончанию работы ручки ставятся на место, руль протирается от загрязнений.

Правила этикета при езде на шоссейном велосипеде

Чтобы не доставлять неудобства другим участникам движения, велосипедист должен придерживаться правил этикета:

  • запрещено двигаться против движения авто. Велосипедист движется вместе с потоком машин, придерживаясь правой стороны. Если есть необходимость перестроиться на левый поворот, перед перестроением нужно показать знак рукой (вытянутая в сторону левая рука);
  • максимально избегать препятствий в виде бордюров, машин, ям, канализационных решеток;
  • при езде в компании, движение осуществляется колонной друг за другом;
  • соблюдать правила ПДД, совместно с другими участниками движения;
  • показывать рукой знаки, предупреждающие о намерениях.

Шоссейный велосипед может быть не так страшен в использовании в повседневной езде. Главное подстроить его под свои параметры, можно смело катать даже в городских условиях.

Читайте также:

Оцените публикацию
Средний рейтинг 0
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и написать комментарий!
0 комментариев
По новизне
Самые новые
Самые популярные
avatar-blank