Шоссейно-кольцевые гонки - один из самых зрелищных видов мотоспорта.

Шоссейно-кольцевые гонки как вид мотоспорта

Что такое шоссейно-кольцевые гонки на мотоциклах. Как начать обучение этому виду мотоспорта. Как выбрать мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок.

Опубликовано 26 ноября 2022г. 02:19 271 просмотр
0
0
Скопировать
Telegram
OsborneDsds
OsborneDsds 2 подписчиков

Шоссейно-кольцевые гонки являются крайне популярным видом соревнований на мотоциклах. Это опасный и зрелищный вид спорта, для которого разработаны особые правила. Остановимся более подробно на сути данной категории состязаний, а также разберем базовые отличия от других типов гонок.

Что представляют собой шоссейно-кольцевые гонки – основные особенности

Данный вид гонок на мотоциклах относится к самым опасным, зрелищным и при этом элитным соревнованиям. Только самые опытные и подготовленные мотоциклисты допускаются к состязаниям, поскольку даже малейшая ошибка может привести к трагедии. 
Соревнования объединяют гонки по замкнутым трассам, имеющим асфальтовое покрытие. Длина одного круга не может быть меньше 3 км. Общая длина дистанции составляет не менее 50 км. Спринтерские состязания в этой категории чаще всего не проводят.

Зачем нужны кольцевые гонки

В период разработки первых моделей мотоциклов гонки регулярно проводились для быстрого выявления возможных слабых мест транспортных средств. Относительно небольшой срок эксплуатации в условиях повышенной нагрузки с успехом заменял годы стандартного использования и помогал видеть дефекты конструкции.

Наблюдая за поведением мотоциклов на трассах, инженеры дорабатывали тормозные системы, совершенствовали устойчивость и управляемость. Позже соревнованиями заинтересовалось множество людей, что превратило шоссейно-кольцевые гонки в полноценный вид спорта.

История зарождения данного направления мотоспорта

Датой зарождения шоссейно-кольцевых гонок принято считать 1902 год. Тогда автомобильный клуб из Бельгии организовал сразу несколько крупных кольцевых гонок, которые затем дали толчок к развитию соревнований с многократным прохождением замкнутых участков. 
Затем во Франции был создан «Интернациональный Кубок», а в Англии – «Турист Трофи». После первой мировой войны мотоклубы многих европейских стран объединились и создали ежегодные соревнования Grand Prix. Один из крупнейших чемпионатов мира MotoGP проводится с 1949 года.

Появление шоссейно-кольцевых гонок в СССР и России

В СССР первый чемпионат по шоссейно-кольцевым гонкам прошел в 1947 году. Часть состязаний прошло в Эстонии, пока в Ленинграде не открылась профессиональная трасса. Начиная с 1956 года там проводились крупные соревнования. Примерно в это же время советские спортсмены получили доступ к международным чемпионатам. 

После развала Советского Союза долгое время никаких крупных состязаний и чемпионатов не проводилось. Только в 1999 году власти организовали полноценный Кубок, а спустя год был проведен Чемпионат России.

Что отличает шоссейно-кольцевые гонки от линейных

Главное отличие шоссейно-кольцевых мотогонок от линейных заключается в многочисленных разносторонних поворотах, в которые мотоциклист обязан вписываться на большой скорости. Спортсмен должен очень быстро оценивать ситуацию и правильно рассчитывать траекторию перемещения.

Правила шоссейно-кольцевого заезда

В большинстве случаев мотоциклисты соревнуются на замкнутых трассах от 3 км, при том что общая длина дистанции составляет 50 км. Короткие заезды тоже имеют место, однако они проводятся гораздо реже.

Все шоссейные гонки подразделяются на классы в зависимости от протяженности, которая определяется количеством кругов. Непосредственно перед соревнованиями проводят квалификационные состязания, по результатам которых затем размещают спортсменов на старте.

Гонка заканчивается после того, как лидер пересекает финишную черту. Остальные участники завершаю. Если преодолено более 75% дистанции, а финиш состоялся не позже, чем через 5 минут после победителя, гонка считается завершенной.

Баллы начисляются в соответствии с очередностью финиширования:

Позиция

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Баллы

25

20

16

13

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Помимо стандартных скоростных состязаний также нередко проводятся длительные соревнования на выносливость. 

Читайте также: Мотокросс как вид спорта: история, особенности, соревнования, мотоциклы

Виды шоссейно-кольцевых гонок 

Все шоссейно-кольцевые гонки делят на два направления: MotoGp и Супербайк. Рассмотрим каждое из них отдельно. 

MotoGP (МотоГП) 

Самые известные и престижные шоссейно-кольцевые мотогонки в мире. Подразумевают использование специальных моделей мотоциклов, способных развивать огромные скорости. 

Мотоциклы 

Применяются высокотехнологичные мотоциклы, по своим характеристикам и назначению сходные с болидами Формулы 1. Эти тяжелые и мощные модели обеспечивают возможность двигаться по замкнутой трассе со скоростью 160-350 км/ч. 

Агрегаты чаще всего создаются специально для участия в конкретных соревнованиях и не предназначены для серийного производства или повседневного использования. Нередко они существуют всего в одном экземпляре. 

Соревнования и классы 

Состязания проводятся в следующих категориях:

  • MotoGP – элитный класс с самыми мощными мотоциклами, объем двигателей которых доходит до 1 тыс. куб.см. 
  • Moto2 – для мотоциклов с силовыми агрегатами  765 куб.см. 
  • Moto3 – группа с байками 250 куб.см. 
  • MotoE – недавно появившаяся категория, объединяющая мотоциклы с электродвигателями.

Супербайк 

MotoGP задал крайне высокие стандарты и практически недостижимый порог вхождения для большого количества спортсменов. Мало кто может позволить себе байк более чем за 1 млн евро. В ответ на растущее недовольство была разработана отдельная категория супербайка, предполагающая возможность использования серийных спортивных мотоциклов со стандартными улучшениями. 

Мотоциклы 

Как указывалось выше, к соревнованиям в супербайке допускаются исключительно серийные спортивные мотоциклы. При этом любая модернизация или улучшения должны проводиться только с использованием свободно продаваемых запчастей. Чаще всего в подобных заездах принимают участие байки Honda, Suzuki, Yamaha, Ducati и Kawasaki. 

Соревнования и классы 

Гонки Супербайк разделяют на следующие классы: 

  • Супербайк. Заезды с использованием мотоциклов с двигателями от 850 до 1200 куб.см (2 цилиндра) или от 750 до 1000 куб.см. (4 цилиндра). Допустимо использовать специальные шины и максимум доступных усовершенствований.  
  • Суперспорт. Группа состязаний для байков 400-600 куб.см. (4 цилиндра) или 600-750 куб.см. (2 цилиндра). Небольшое количество тюнинга  и стандартные шины.   
  • Суперсток. Вариант для начинающих, предполагающий использование серийных немного доработанных мотоциклов с объемом двигателя до 600 куб.см. 

Как новичку выбрать мотоцикл для мотогонок? 

При выборе мотоцикла для участия в мотогонках начинающему спортсмену стоит руководствоваться следующими принципами: 

  • Спокойный мотор. Агрегат должен хорошо слушаться владельца и прощать небольшие огрехи даже на высокой скорости.   
  • Подходящая  стоимость. Не стоит тратить слишком много денег на внешний обвес, которые легко может разрушиться при первом падении. Лучше уделить внимание функциональности.   
  • Надежность. Тут стоит учесть ресурс мотора, а также показатели долговечности коробки передач. Покупку стоит совершать с расчетом удачной продаже через сезон.  

Покупать первый мотоцикл стоит с четким пониманием его назначения. Агрегат приобретается на один сезон, в рамках которого начинающий спортсмен должен научиться правильному вождению, а также отработать некоторые базовые навыки. Логичным решением будет взять старую популярную модель, на которую всегда можно отыскать запчасти. 

С чего начать практику 

Практиковать спортивную езду на мотоцикле необходимо под руководством опытного инструктора. Нужно только найти подходящего человека и спланировать график практики. Сами по себе тренировки чаще всего не потребуют каких-либо крупных трат. А вот участие в чемпионате и содержание мощного спортивного мотоцикла обходится недешево, так что стоит заранее задуматься о поиске спонсоров. 

Подведем итоги 

Профессиональный мотоспорт предполагает отработанные до автоматизма навыки вождения, мгновенную реакцию и полный самоконтроль даже в самых сложных ситуациях. Необходимо много тренироваться, пользуясь услугами профессиональных тренеров и реальных гонщиков. Не помешает и группа единомышленников рядом.  

Читайте также:

Оцените публикацию
Средний рейтинг 0
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и написать комментарий!
0 комментариев
По новизне
Самые новые
Самые популярные
avatar-blank