Прыжки с вингсьютом. Планирую или лечу?
Появление и основные характеристики вингсьютинга. Скорость и правила полета. Требования для вингсьютинга. Вингсьют - костюм для спорта. Типы полетов с вингсьютом. Обучение полетам.
Появление и развитие вингсьютинга
Вингсьют сейчас считается разновидностью прыжков с парашютом. Что удивительно, истории создания этих устройств развивались бок о бок. Первые прототипы парашюта-ранца появились в 1912 году, и в это же время, портной Франц Райхельт работал над своим прототипом костюма-крыла. Это было нечто вроде рубашки с перепонками между руками и телом. Он считал, что такие костюмы позволят пилотам спасаться при крушении самолета.
Сначала он проводил эксперименты с манекенами, и некоторые из них даже казались удачными. В конце-концов, Франц решился сам испытать прототип, и спрыгнул с Эйфелевой башни. Эта история закончилась смертью экспериментатора. В итоге, прямая потребность в таких костюмах отпала, так как Глеб Котельников изобрел парашют-ранец.
Затем, Рекс Фигги из Лос-анджелеса попытался создать свой прототип, вингсьюта. Так он хотел улучшить возможность маневрирования при прыжках с парашютом. Его прототип был чем-то средним между вингсьютом и дельтапланом. Для его создания использовались такие материалы как дерево, сталь, шелк, и китовый ус. Это приспособление можно было в какой-то степени назвать удачным, так как оно выполняло свою задачу, но оно не отличалось надежностью.
В 1950-е годы вся подобная экипировка была запрещена в США ассоциацией парашютного спорта. Запрет сняли только через двадцать лет, а вскоре был изобретен современный вариант костюма. Его изобретатель, Патрик де Гайардон, был родом из Франции, как основатель идеи костюма-крыла. В этой модели использовалась прочная двойная ткань, позволявшая лучше захватывать набегающий воздух, а еще было добавлено третье крыло — между ногами.
В итоге, это приспособление стало широко использоваться и становиться частью парашютного спорта, а в 2017 году эти дисциплины были занесены во Всероссийский реестр видов спорта.
Основные характеристики вингсьюта
Современный вариант костюма включает в себя три крыла-перепонки, расположенные по бокам, между рукой и ногой, и еще одно крыло крепится между ногами. Набегающий поток воздуха набирается в эти перепонки, а затем преобразует скорость свободного падения в скорость планирования вперед.
Скорость полета в вингсьюте
Обычная скорость парашютиста в свободном падении составляет 190-250 км/ч, при наличии костюма-крыла, эту скорость можно уменьшить до 60км/ч, и даже меньше. Все зависит от конкретного костюма и условий падения. Скорость планирования вперед при этом может составлять 150, или даже, 200 км/ч.
Правила вингсьютинга
Основная особенность костюма-крыла — отсутствие конкретных характеристик. Управлять таким полетом очень сложно, здесь нужен не только большой опыт, но еще и определенная доля таланта. Из-за непредсказуемости потоков воздуха, а также сложности управления, в этом виде спорта невозможно исключить все риски.
Различные компании предлагают методы обучения полету на таких костюмах, но в целом, учиться таким приходится прямо в воздухе, рискуя своей жизнью. И даже подбор подходящего костюма всегда делается "на пробу".
Требования для полета в вингсьюте
Тем же, кто решается попробовать данный вид спорта, потребуется багаж опыта в воздушных видах спорта.В целях снижения рисков, к полетам на костюме-крыле допускаются только кандидаты, совершившие несколько сотен прыжков с обычным парашютом.
Почему вингсьют еще называют "костюм-крыло"?
Костюм-крыло — это прямой перевод английского слова “wingsuit”. Сложно сказать, почему именно он получил такое название. Как вариант, потому что такой костюм — это попытка подарить человеку крылья. Хотя похож костюм, скорее, на белку-летягу.
Варианты совершения прыжков в вингсьюте
Прыжки с вингсьютом совершаются с большой высоты, как с летательных аппаратов: самолетов или вертолетов, так и с возвышенностей: зданий, скал, и мостов. Помимо самого костюма пилот снаряжает парашют, высотомер, очки, и другое снаряжение.
Свободное планирование начинается практически сразу после выброски — это именно тот момент, ради которого затевается весь прыжок. Современный костюм-крыло позволяет предсказуемо управлять полетом и совершать маневры.
В конце пилот открывает парашют, и приземляется по обычным правилам парашютного спорта.
Типы полетов в вингсьюте
Есть несколько типов прыжков, которые могут происходить в разных условиях и с разным количеством людей:
Классический прыжок
Спортсмена выбрасывают на высоте 3-4 километра, позволяя испытать свободное планирование. Время такого прыжка может растянуться на несколько минут, если у пилота достаточно опыта. За это время он может пролететь до 16 км относительно земли.
BASE
Берет свое начало от бейзджампинга. Спортсмены совершают прыжки с природных или искусственных возвышенностей.
Proximity Flying
Также известен как близкий полет. Совершается с естественных выступов в горах. Вся магия прыжка заключается в том, что пилот находится близко к земле, и иногда ему приходится огибать препятствия. Уклон горы при этом должен быть больше, чем аэродинамическое свойство костюма. Обычно, во время прыжка пилот как бы огибает гору по спирали, это позволяет легко контролировать свою близость к земле. Но некоторые смельчаки прыгают вдоль естественных углублений, тогда им приходится рассчитывать только на свое мастерство.
Групповой полет
Прыжок совершается группой вингсьютеров, с высоты около 4 км. Во время полета они собираются в формации или выполняют другие акробатические трюки. Обычно один из пилотов выступает в роли оператора. Перед раскрытием парашюта они разлетаются в разные стороны.
HALO
Прыжки с высоты более 4,5 километров. Такой полет длится больше десяти минут, но влечет за собой сложности в виде низких температур и недостатка воздуха. Пилоты используют теплое снаряжение и кислородные маски.
Виды вингсьюта
Производителей костюмов сейчас совсем немного, самые видные из них: Birdman, Squirrel, Tony suits, и Phoenix Fly. Они выпускают различные модели, улучшая управляемость, и добавляя новые функции. У вингсьютов нет четкой классификации по сложности использования, каждая модель обладает своими нюансами. Но принято считать, что чем больше крылья костюма, тем тем дальше он летит, и тем им сложнее пользоваться.
Все современные модели обладают системой экстренного отстегивания, позволяющей пилоту перейти к обычному свободному падению в случае неполадок. Крыло между ногами имеет возможность разъединяться для удобства приземления, когда спортсмен спускается на парашюте.
Обучение полетам в вингсьюте
В первую очередь, перед занятиями вингсьютингом, будущему пилоту следует освоить трекинг. Это часть дисциплины фрифлая, в которой группа парашютистов в свободном падении перемещается в горизонтально земле. Такой опыт имеет общие черты с планированием на костюме-крыле. Иногда даже опытные вингсьютеры занимаются трекингом, чтобы дополнительно улучшить свои навыки.
Еще, для полета на костюме-крыле необходимо иметь достаточно развитое тело. Управление костюмом совершается через небольшие и точные движения конечностей, которые еще и находятся в постоянном напряжении во время полета. Кроме того, люди с лишним весом обладают худшей аэродинамикой из-за наличия выступающего живота. Поэтому, физическая подготовка является одним из важнейших аспектов планирования.
Практиковать полеты, и даже учиться им, можно самостоятельно, однако это будет крайне неэффективно. Правильней всего будет совершать прыжки в группе, чтобы другие ее члены могли оценивать пройденное расстояние. Также важно найти хорошего мастера, который быстро выявит ошибки и даст хороший совет.
Где можно прыгнуть в вингсьюте?
Первые попытки полета на вингсьюте можно совершить в аэроклубах по всей территории России. Однако нужно понимать, что этот вид спорта менее распространен, чем обычный парашютный спорт, так что найти возможность полетать будет сложнее.
Что такое вингпеки?
Вингпеки — это дальнейшее развитие идеи вингсьюта. В них используются крылья из жесткого материала и реактивная тяга, которая в прямом смысле позволяет человеку летать.
Читать также: