Эндуро и мотокросс - одни из самых зрелищных дисциплин мотоспорта.

Отличие мотоцикла кросс от эндуро

Как отличаются дисциплины эндуро и мотокросс? Различаются ли мотоциклы для этих дисциплин. Характеристики эндуро и кроссового мотоцикла.

Опубликовано 20 ноября 2022г. 03:15 271 просмотр
0
0
Скопировать
Telegram
OsborneDsds
OsborneDsds 2 подписчиков

Большинство из нас не видят особых различий между эндуро и кроссовыми мотоциклами. И те и другие легкие, маневренные, прекрасно показывают себя как на покатушках по лесным и горным дорогам, песчаным карьерам и заболоченным участкам, но и на специальных трассах для мото соревнований. И на первый взгляд они кажутся нам одинаковыми, но при детальном рассмотрении можно увидеть большие различия между ними.

Из этой статьи вы узнаете, чем же отличаются друг от друга кросс и эндуро дисциплины и мотоциклы, где они используются и какой же из них выбрать.

В чем разница между дисциплинами мотокросс и эндуро?

Для начала нужно узнать, что же за термин такой – «эндуро». Он происходит от английского слова «endurance», что значит «выносливость». Эндуро соревнования – это испытание гонщика и его мотоцикла эту самую выносливость с элементами спортивного ориентирования. Они бывают однодневными или многодневными и проходят на пересеченной местности с большим количеством искусственных и естественных препятствий, которые нужно преодолеть в скоростном темпе. При этом на трассе организованы контрольные точки, к которым нужно прибыть за определенное время. Побеждает тот гонщик, который за меньшее время пройдет всю дистанцию и посетит все контрольные точки.

Соревнования по мотокроссу проводятся на специальных замкнутых трассах вне дорог общего пользования или на стадионах. Препятствия на ней могут быть естественного и искусственного происхождения. Последние должны возводиться из природных материалов, типа земля, песок, глина, но без крупных камней или бревен. Длина трассы должна быть от 1.5 до 2 км. Побеждает в таких соревнованиях тот мотоциклист, кто первым пересечет финишную черту.

Интересно, что первыми соревнованиями по мотокроссу можно считать «гонку за лисой», которая прошла в 1908 году. В этой гонке принимали участие мотоциклисты и конные наездники. Главной и единственной целью этих соревнований было доказать, что мототехника может составить конкуренцию лошади в маневренности, быстроте и проходимости. Мотоциклисты тогда проиграли.

Где используют кроссы и эндуро

Кроссовые мотоциклы применяются, в основном, для спортивной езды в светлое время суток. Сочетание их мощи, маневренности и проходимости дарят мотоциклистам особые ощущения, во многом связанные с дорожными условиями, с которыми справляется их байк. Эти мотоциклы используются и для соло заездов на проселочных дорогах, покорения песчаных карьеров, старых лесных дорог. Проезд по ДОПам на них запрещен. Так что к месту катания такие мотоциклы придется доставлять на эвакуаторе или в прицепе.

Но на некоторые модели кросс мотоциклов производителем предустановлено все необходимое транспортному средству оборудование. На такой байк выписывается ПТС, его можно ставить на учет в ГИБДД и ездить по дорогам общего пользования. Хотя владельцы таких мотоциклом крайне редко регистрируют свой байк, предпочитая перевозить его на прицепе от гаража до загородного бездорожья.

Приставка «эндуро» к вашему байку означает более широкие возможности его применения. Это не только спортивные и соло заезды в условиях бездорожья или по лесным и горным тропам. При этом заранее неизвестным пилотам и с возможными грязевыми местами, где требуется «ползти» на средних оборотах двигателя. И на таких мотоциклах вы можете перемещаться даже по дорогам общего пользования, благодаря более широкому оснащению таких моделей в виде фары, зеркал заднего вида и указателей поворота. Хотя вряд ли кто-то будет регистрировать свой эндуро байк. Все-таки создали его для грязи, а не для асфальта.

Читайте также: Какой мотоцикл эндуро купить: классификация, рекомендации по выбору

Характеристики кроссового мотоцикла

  • Подвеска. У этого мотоцикла она жесткая и энергоемкая, разработана для прыжков, а не для поездок по неровностям дороги.
  • Высокооборотистый двигатель. Работать на низких оборотах длительное время он практически не сможет. А при заездах на относительно ровной поверхности такой двигатель обеспечивает быстрое ускорение и большую скорость. Это приводит к большому расходу бензина.
  • Короткие передачи в коробке. Для быстрого ускорения и набора скорости требуются сближенные передачи.
  • Маленький объем бензобака. Всего 4-5 литров. Бензина вам хватит только лишь на несколько заездов.
  • Кикстартер. До 2015 года кроссовые мотоциклы оснащались именно кикстартером. Заводились они ногой. Делалось это для облегчения байка. В настоящее время на такие мотоциклы может быть установлен облегченный электростартер.
  • Отсутствие фары. Днем она не нужна. Да и генератор на таких кросс байках не позволил бы ей работать.
  • Вынос вилки. Он большой. Это позволяет придать больше устойчивости на высоких скоростях.
  • 19-ти дюймовое заднее колесо. И низкопрофильная резина. Сделано это для курсовой устойчивости при скоростных заездах.
  • Отсутствие подножки. Опять же, для снижения веса мотоцикла. А чтобы он стоял, ожидая следующий заезд, необходима специальная подставка.

Характеристики эндуро

  • Подвеска. Она принимает на себя неровности дороги. Она настраивается под дорожные условия, как для медленной езды на серьезном бездорожье, так и для выполнения различных элементов, например, прыжков
  • Двигатель. Он прекрасно работает на средних и низких оборотах. Но это применимо для четырехтактных агрегатов.
  • Коробка передач. Она способна прекрасно работать при различных оборотах. Эндуро мотоциклы могут долго ехать на первой передаче, например, по болотистым и песчаным участкам, а могут легко разогнаться до 100 км/ч на шоссе.
  • Бензобак. Он порядка 6-7 литров. На такие байки иногда устанавливают дополнительный бензобак объемом до 4-х литров.
  • Фара и стоп-сигнал. Эндуро соревнования могут проходить и в темное время суток, и свет вам понадобится. 
  • Электростартер. Он устанавливается на все модели эндуро мотоциклов.
  • Угол вилки. Он позволяет комфортно и безопасно совершать маневры на низкой скорости.
  • 18-ти дюймовое заднее колесо, сходное по диаметру с колесом кроссового мотоцикла. Но диаметр обода меньше на дюйм. Это дает возможность ставить более высокопрофильную резину и, при необходимости, стравливать давление.

Основные отличия между кросс и эндуро

Чем же отличаются эти два мотоцикла? Этим вопросом могут задаваться как обычные зрители, так и будущие или начинающие водители одного из таких байков. Далее мы рассмотрим основные их различия.

Силовой аппарат

Кроссовые мотоциклы рассчитаны на скоростные заезды, их двигатели способны сорвать такие байки с места и почти мгновенно набирать обороты до максимума. А вот четырехтактные агрегаты эндуро мотоциклов прекрасно чувствуют себя на низах, они рассчитаны на неизвестные их водителю трассы и позволяют буквально «ползти» по грязи.

Электросистема

Если вы посмотрите на стоящие рядом кросс и эндуро байки, то сразу увидите стоп-сигналы и фару на последнем. Эти осветительные приборы позволяют использовать этот мотоцикл при ночных соревнованиях.

Кроме этого, кикстартер на кроссовых мотоциклах легкий по весу и надежный, а электростартер на эндуро байках очень комфортный.

Система питания

Бензобак на кроссовых мотоциклах маленький, всего на 6-7 литров бензина, и рассчитан всего на один заезд. На эндуро баки гораздо больше и позволяют значительно дольше обходиться без дозаправок.

Подвеска/колеса 

Трасса для мотокросса изобилует трамплинами. При ее прохождении будет много прыжков, что требует особой конструкции подвески. Жесткие вилки, вынос которых больше, чем у эндуро мотоциклов. Это обеспечивает защиту от воблинга или нарастающих колебаний переднего колеса на большой скорости и позволяет не терять контроль управления при скоростном прохождении трассы.

Колеса кросс и эндуро байков имеют низкопрофильную резину. Но у последних имеется зазор на ободе в 1 дюйм. Это позволяет спускать давление в колесе на эндуро моделях.

Возможность езды на ДОП

Поездки по дорогам общего пользования на большинстве моделей кросс мотоциклах запрещается. На них отсутствуют осветительные приборы и зеркала заднего вида, у резины практически отсутствует зацеп с асфальтобетонным покрытием дороги. Да и высокооборотистый двигатель при разгонах увеличит риск возникновения аварийных ситуаций.

Эндуро байкам некоторых моделей позволено ездить по ДОПам. На них выписывается ПТС. Конечно же, зеркала, сигналы поворота и прочее оборудование, необходимое транспортному средству, легко демонтировать перед любой грязевой «покатушкой». Если вы зарегистрировали ваш байк, то можете попробовать ехать на нем в городе, а также совершать маневры при перестроениях или маневрировании. В тоже время такой мотоцикл ничего не сдержит на свободных участках дороги, шоссе. Но нельзя забывать, что у грязевых шин таких мотоциклов плохой зацеп с асфальтом, так же как и у кросс байков. Последствия такого катания могут вам дорого обойтись. И износ такой резины при городской эксплуатации будет очень сильным.

Интересно, что появление понятия «эндуро» связано с испытаниями техники или «endurance run» и «endurance contest» (фр. endurance — выносливость). Так первое подобное испытание состоялось 4-5 июля в США по маршруту Бостон - Нью-Йорк.

Тюнинг/дополнительные элементы

Тюнинг любой мототехники бывает 3-х типов: косметический, технический и комбинированный. Косметический предполагает рестайлинг внешнего вида. Так на бензобак наносят аэрографию, что лучше сделать в специализированных сервисах. Самостоятельно можно обтянуть виниловой пленкой некоторые детали.

Некоторые мотоциклисты ставят на свои байки неоновую подсветку. Но чтобы это осуществить, нужно установить еще и пульт управления цветом и блок розжига.

Технический тюнинг предполагает улучшение технических и эксплуатационных характеристик мотоциклов. Это может быть как замена двигателя на форсированный, так и установка дополнительных подкрылков и кофры для организации места крепления и перевозки грузов.

На кроссовый мотоцикл можно установить подножку, зеркала, облегченный электростартер и даже осветительные приборы. Хотя это и не даст права ездить по дорогам общего пользования, но повысит удобство эксплуатации. 

Что выбрать? 

Вопрос выбора всегда достаточно щепетильный. Для начала важно оценить свои потребности. Вам нужен мотоцикл выходного дня для покатушек за городом, или вы планируете ездить на нем в том числе и в городе. В первом случае при более низкой цене за кроссовый мотоцикл вам будет необходим прицеп для доставки байка до ближайшего леса, что обеспечивает дополнительные расходы.

Если вы ранее не ездили ни на одном таком мотоцикле, мы рекомендуем остановить свой выбор на моделях эндуро. Они более управляемы, что безопаснее для начинающих мотоциклистов. И универсальные в использовании.

В этой статье мы хотели дать вам больше общей информации об особенностях кросс и эндуро мотоциклов. А какой из них выбрать, решать каждому из вас.

А какие ваши предпочтения, напишите в комментариях.

Читайте также: 

Оцените публикацию
Средний рейтинг 0
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и написать комментарий!
0 комментариев
По новизне
Самые новые
Самые популярные
avatar-blank