
Суть мототриала и секрет его популярности
Мототриал — это технический вид спорта, в котором человек на мотоцикле проходит полосу препятствий. Это зрелищное и динамичное занятие, которое постоянно набирает популярность, потому что не имеет серьезных ограничений. По мототриалу проводится чемпионат мира, множество любительских и спонсорских соревнований, на которых любой умелый мотоциклист может заслужить себе имя и известность.
История появления и развития
Этот спорт пришел из Англии, где начале 20-го века зажиточные горожане устраивали заезды по лесной местности. Однако тогда это занятие больше напоминало прогулку, да и первые мотоциклы не отличались мощностью и качеством. Однако даже тогда это не мешало людям преодолевать на них возвышенности, бревна и кусты.
После Второй Мировой войны мотоциклетная промышленность получила резкое развитие, так что триал стал доступен большему количеству людей. Со временем такое занятие вышло за пределы Англии. Уже к 50-м годам появились правила и общие черты спорта — многие из них используются и сейчас.
В 1964 году было проведено первое соревнование по мототриалу, которое называлось Challenge Henry Goutars. Оно проходило в три этапа на территории трех стран: Бельгии, Франции, и Германии. Победу тогда одержали выходцы из Великобритании.
Поначалу соревнования проводились только в дикой местности. Однако из-за этого возникал недостаток зрителей, которым было сложно добираться в отдаленные места. Кроме того сами соревнования сильно зависели от погоды. Тогда появился "Indoor trial" — заезды на специально подготовленных площадках, чаще всего на специальных стадионах.
Сейчас у мототриал признан Международной Мотоциклетной федерацией, по нему регулярно проводят множество соревнований, и все больше людей приобщается к этому виду спорта. Особую популярность он заслужил на территории Великобритании, Франции, и Испании.
Виды
В зависимости от места проведения триала его разделяют на два вида: Outdoor и Indoor. Первый вариант — это классика. Заезды по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий: камней, холмов, бревен и ям. Однако из-за условий трассы спортсменам приходится ехать медленней, а погода может препятствовать проведению соревнований.
"Indoor trial" проводится в специально подготовленных помещениях, а потому условия езды там гораздо лучше. Препятствия гладкие и более продуманы, так что на них проще держать скорость в безопасность в целом выше. Кроме того, благодаря независимости от погоды, именно такие соревнования чаще всего поддерживают спонсоры.
Особенности трассы
Трассы для мототриала размечены флажками и разделяются на секции: каждая из них являет собой отдельное препятствие. Таких секций может быть от 15 до 35 на каждый круг. Между секциями находятся нейтральные площадки, благодаря которым спортсмен корректирует свою скорость и положение, расценивает обстановку. Сами препятствия делятся на три типа:
- индивидуальные,
- парные,
- прыжки в высоту.
В зависимости от специализации соревнований на трассе могут быть различные типы препятствий, к каждому из которых требуется свой подход.
Мотоциклы для мототриала
Раньше для мототриала использовались мотоциклы класса эндуро, однако сейчас они выросли в отдельную разновидность. Современный мототриальный транспорт отличается легкостью и специфической коробкой передач.
Коробка передач имеет шесть скоростей, но их особенность такова, что только на четвертой передаче мотоцикл достигает скорости обычного мотоцикла. Это сделано для улучшенного контроля на наклонных поверхностях. В то же время, отсутствие резонатора позволяет делать резкие рывки, что помогает в совершении прыжков.
Вес байка не превышает 80 кг, прежде всего это достигается отсутствием аккумулятора и уменьшенным запасом топлива — не более трех литров. Центр тяжести при этом значительно занижен, для обеспечения лучшей балансировки.
Еще одной отличительной особенностью таких мотоциклов является отсутствие сиденья. Для езды с препятствиями необходимость в нем просто отпадает, а вес транспорта без лишней детали становится еще меньше.
Требования к участникам
Основное ограничение связано с весом спортсмена — чем он меньше, тем проще брать препятствия. В остальном регламент почти не ограничивает участников, но следует понимать, что этот спорт является травмоопасным. Среди участников выделяют три возрастные группы:
- юноши (с 12 лет до 21 года)
- юниоры (с 16 лет до 21 года)
- мужчины (от 16 лет)
Пересечения возрастов связаны с тем, что для каждой группы подразумеваются различные соревнования и условия: все зависит от трассы и техники. Разрешение на участие дается по итогам медосмотра.
Правила соревнований
Отличительная особенность мототриала — запрет на касание к препятствиям. Если, например, спортсмен устоит на препятствии с помощью ноги — то это будет считаться нарушением. Но для предотвращения несчастных случаев на каждой секции предусмотрен специальный человек — мейндер. В случае опасности он должен помочь мотоциклисту предотвратить падение.
Байк спортсмена должен пройти аттестацию и соответствовать техническим требованиям — тогда на него ставят маркировку. Без нее доступ к соревнованиям будет запрещен. Перед соревнованиями мотоцикл должен быть:
- почищен,
- заправлен,
- помыт.
О старте
Прибыть на стартовую площадку спортсмен обязан за 10 минут до свистка. В это время уже нельзя вносить изменения в свою технику, а также касаться техники соперников. Спортсменам выдаются карточки, на которых фиксируется время старта и финиша, а также нарушения.
Участники стартуют по очереди, с разницей в две минуты. Заводить двигатель разрешается только после сигнала судьи, иначе это будет считаться нарушением.
Прохождение трассы
Трасса строго размечена с помощью стрелок, и уход с нее будет караться. Если спортсмен все же свернул в неправильную сторону, то вернуться он должен на то же место, и только потом продолжить маршрут.
Время
Каждый круг необходимо пройти за фиксированное время. Общее время заезда бывает разным, но оно не превышает шести часов. Судья имеет право продлить соревнования из-за погодных условий, но не более, чем на час.
Площадки тоже имеют ограничение по времени, но оно может меняться. Если заезд происходит в несколько кругов:
- 1 круг — 4 минуты;
- 2 круг — 3 минуты;
- все последующие — 2 минуты.
Однако если задержка произошла не по вине спортсмена, а например, при получении травмы, то штрафное время не будет засчитываться.
Штрафы
Для учета нарушений в мототриале существует система штрафов, завязанная на очках. Например, касание препятствия будет стоить спортсмену 1 штрафного балла. При повторном нарушении — 2 балла, а за следующее — 3. Также по одному баллу спортсмен получает за каждую минуту опоздания на секции.
Есть и более серьезные нарушения, которые сразу караются пятью очками:
- слив масла или другое засорение площадки;
- заглохший двигатель;
- касание препятствия ногой с одновременным отрывом руки от руля;
- преждевременный старт или выезд из стартового коридора с промедлением;
- движение назад;
- выход тела спортсмена за габариты мотоцикла;
- возникновение ситуации, в которой понадобилась помощь майндера.
Если участник получает более пяти баллов на одной секции, то его снимают с ее прохождения. Однако можно заранее предупредить судей о нежелании проходить препятствие — за это сразу начислят штраф в 5 баллов.
Наказать также могут за потерю субординации: споры с судьей, тренером или другими участниками. Еще нельзя тренироваться на уже размеченной трассе, нарушать последовательность прохождения секций, пить и курить на площадке — за это могут дисквалифицировать.
Результаты
Максимальный балл для прохождения трассы прописан в Положении. Если гонщик его набрал — происходит дисквалификация. Все результаты заносятся в рейтинг Международной Мотоциклетной федерации. Побеждает гонщик с наименьшим количеством штрафных очков.
Между спортсменами может возникнуть ничья. В этом случае проводится дополнительный заезд, который подготавливается заранее. Если ничья сохраняется даже после него, то победителем становится тот, кто затратил минимальное время на основную трассу.
Чемпионы
Как и другие виды спорта мототриал славится своими чемпионами:
- Испанец Тони Боу. Он заслужил две победы подряд на чемпионатах 2008 и 2009 года, где превзошел сотни своих соперников. И даже сейчас множество спортсменов равняются именно на него.
- Испанец Адам Рага. Из своих 11 состязаний он получил три победы. Что интересно, на своем первом триале, в 1998 году, он занял 29 место. В тот момент сложно было сказать, что гонщик с таким результатом добьется вершин, но это отличный пример того, как человек заслужил себе имя благодаря упорству.
- Россиянин Александр Фролов стал победителем Европейских соревнований в 2005 году, а в 2008 занял первое место в чемпионате России. Сейчас он занимается многими мотоциклетными дисциплинами, имеет звание мастера спорта.
Интересные факты
- Вес мотоцикла чуть ли не меньше веса байкера. Благодаря своей конструкции некоторые модели могут быть легче 66 килограмм.
- Триальные мотоциклы отлично подходят для вилли-езды: все из-за малого веса и возможности резкого старта. Благодаря этому спортсмен Дуги Лампкин проехал целых 60,7 километров на заднем колесе, поставив мировой рекорд.
- На триальном мотоцикле поставили рекорд по прыжку без трамплина — 7,7 метра. Это достижение было занесено в книгу рекордов Гиннеса.
- В принципе, высокие прыжки являются нормой для триал гонок. Препятствия иногда достигают 3 метров, а это средняя высота одноэтажного дома.
- Мотоциклы являются чисто спортивными, так что они не подойдут для обычных поездок. Все дело в маленьком бензобаке. Однако существуют и гибридные байки, в которых предусмотрено сиденье и увеличенный запас топлива. Они могут разгоняться до 120 км/ч.
- Существуют парные триальные соревнования — для них используется мотоцикл с коляской. Второй пилот выполняет важную функцию — стабилизирует транспорт своим весом, помогая преодолевать особо сложные препятствия.
Читайте также:
