Уроки мотокросса для начинающих проходят в школах мотокросса.

Мотокросс для начинающих: все что стоит знать

Мотокросс - необычайно интересный и зрелищный вид спорта. Как и где можно начать заниматься мотокроссом? Что для этого нужно?

Опубликовано 19 ноября 2022г. 11:47 271 просмотр
0
0
Скопировать
Telegram
OsborneDsds
OsborneDsds 2 подписчиков

Неважно по какой причине вы решили заняться мотокроссом. Важно только то, какие навыки по управлению кросс байком есть у вас. Кросс трасса ошибок не прощает. В этой статье мы поговорим об обучении мотокроссу, об

В этом материале мы подробно рассмотрим, как начинать освоение этого вида экстремального спорта, как сделать это самостоятельно, какую защитную экипировку следует приобрести перед первым кросс выездом, а также о множестве других важных моментах.

Итак, начинаем!

Причины заняться мотокроссом 

И все-таки, сначала о причинах, а они будут у каждого свои. Это и нереализованные мечты вашего внутреннего ребенка, и тяга к изнурительному преодолению всех «прелестей» кросс трассы. Может быть даже грамотное вовлечение своего сына в мотоциклетную тему. Во всех случаях этот экстремальный спорт даст мотоциклисту колоссальный жизненный опыт. Вы научитесь моментально принимать верные решения в любой ситуации, улучшите ваши физические данные, разовьете упорство в достижении цели.

Когда можно начинать?

Начинать можно с 5-ти лет. Речь идет о вашем сыне, конечно же. Большинство европейских и американских чемпионов начинали заниматься именно с такого возраста. А если в ваших планах нет стремления к получению чемпионских титулов, а кроссовые заезды являются вашим увлечением, то начинать можно с любого возраста. Тут больше влияет уровень вашей физподготовки и выносливости. От них напрямую зависит тяжесть тренировок. Если с ними проблема, то лучше пойти в тренажерный зал, заняться бегом. Иначе вы не сможете получить удовольствие от поездок на вашем кросс байке.

Читайте также: Детский мотокросс: когда, как и где можно начать заниматься

Где можно начать обучение данному виду спорта

Просто сесть и поехать без ущерба для здоровья вряд ли получится. В мотокроссе даже опытные спортсмены не обходятся без падений и различных травм. Поэтому знакомство с этим видом экстремального спорта мы рекомендуем приступать под «присмотром» опытных кросс мотоциклистов или профессиональных инструкторов. А найти их можно или в спортивном мотоклубе или в школах мотокросса. Итак…

Заниматься в школе мотокросса можно начать с любым опытом управления мототехникой, и даже не имея его. Вам предоставят для занятий спортинвентарь – сам кросс байк, и всю необходимую экипировку. А сами занятия могут быть групповыми или индивидуальными. Вам не нужно будет участвовать в ремонте мототехники. В таких школах есть занятия, которые позволят вам оценить свои физические возможности еще даже не садясь за руль мотоцикла. Вы заранее узнаете, хватит ли у вас сил управлять кросс байком, или для начала лучше пойти подкачаться в спорт зал.

Спортивный мотоклуб отличается от мотошколы тем, что он состоит из единомышленников, любителей или профессионалов. И главное для них не бизнес на платных услугах, а собственный интерес к мотокроссу, желание развиваться в нем, найти новых мото побратимов, например, таких как вы. Тут вам всегда помогут советом, подскажут, научат. А из финансовых обязательств могут быть только членские взносы.

Еще одно отличие мотоклуба от школы состоит в том, что ремонт вашего кросс байка будет вашей задачей. Вам могут помочь советами, адресами нужных магазинов и прочее. А гайки крутить исключительно вам самому. Ну или механикам сервисных центров. 

Какие документы понадобятся если вы решите обучаться профессионально

Итак, вы решили обучаться мотокроссу профессионально. А для этого понадобится ряд документов, например:

  • страховка от 100 000 ₽. Обязательно проследите наличие в страховых документах фразы «занятия мотоциклетным спортом»;
  • справку о медосмотре, где также будет вышеназванная фраза;
  • для несовершеннолетних – письменное согласие обоих (!) родителей.

С полным перечнем необходимых документов вы ознакомитесь в вашей мотошколе.

Ну и вы наверняка уже знаете, что для занятий мотокроссом не требуется наличие водительских прав категории «А». 

Что нужно изучить если вы выбрали самостоятельное обучение? Советы для начинающих

Положение тела в мотокроссе

Найти правильно положение тела является, пожалуй, сам сложным на начальном этапе обучения. И это не просто ездить сидя или стоя. Тут важно все: как двигаются ваши ноги, как и где и в какой ситуации вы сжимаете колени, как ваши ступни стоят на подножке, движения ваших рук, пальцев, положение спины.

Вы должны стать «одним целым» с вашим байком, «слиться» с ним. Нужно выработать собственную систему гонщик-мотоцикл для любой ситуации на трассе. Без этого вы не сможете контролировать ваш байк. А достигается такое умение только с опытом.

Мы рекомендуем тренироваться в положении стоя на вашем мотоцикле. И стремиться освоить позицию «Атака», которая позволяет безопасно и эффективно совершать различные маневры на кросс трассе. Рассмотрим ее подробнее:

  • ваша голова находится над рулем, не нужно наклоняться вперед или отклоняться назад;
  • колени сжимают или обхватывают бензобак мотоцикла;
  • ваши пальцы на ногах стоят на подножке;
  • ваш корпус наклонен вперед, руки подняты, локти не прижаты к телу.

Тренировки

Для отработки вышеописанной позиции и определенных рефлексов, техники езды на поведение вашего байка на кросс трассе нужно тренироваться. Много и регулярно. И лучше это делать под присмотром тренера мотошколы или опытного байкера из мотоклуба. Поверьте, это в разы уменьшит количество вывихов, ссадин, переломов.

Рациональная езда

Рациональная езда сочетает в себе высокую скорость вашего мотоцикла и минимальную затрату ваших усилий на управление им. И главное тут не умение управлять самим байком, а владеть своими мышцами. На кросс трассе придется постоянно менять положение своего тела и мотоцикла, двигаться на нем то вперед, то назад, то заваливать его на один бок, то сразу на другой. Вам должно быть удобно и легко делать любое движение на вашем байке. А если что-либо неудобно и трудно, то мы рекомендуем пересмотреть положение вашего тела на нем. 

Старт

Старт – это одна из 2 - х частей всей гонки. Первый, кто выигрывает Holeshot, получает преимущество перед остальными гонщиками. Мы рекомендуем новичкам на тренировках уделять старту особое внимание.

На стартовой линии можно распознать начинающего спортсмена по положению его тела. Оно немного наклонено вперед, как бы в ожидании отрыва переднего колеса. Но после старта все перемещают тело назад, нагружая ведущее колесо байка для лучшего его сцепления с грунтом.

Для уверенного и плавного старта мы рекомендуем помещать ноги перед подножками, а тело смещать немного назад. Это исключить пробуксовывание заднего колеса, которое неизбежно при старте в передней позиции.

Кроме этого важно правильно использовать газ. Откройте дроссель примерно на одну треть. Это позволит быстро выехать из стартовых ворот.

Все эти тонкости отрабатываются долгими и упорными тренировками.

Ускорение и торможение

Грамотное ускорение и торможение считаются главными элементами мотокросса. Тут все опять же зависит от положения тела. В первом случае немного наклоняетесь вперед, при втором – назад.

Торможение, как правило, совершается по прямой. Важно не тормозить резко, это правило убережет вас от неприятностей. Когда используете задний тормоз или переключаете передачи следите, чтобы подножки были по центру стоп. Для эффективного использования переднего тормоза, держите один палец на его рукоятке. И на сцеплении один палец. Такое положение ваших частей тела со временем будет привычным. 

Повороты

Техника прохождения поворотов бывает двух видов и зависит от трека, сухой он или влажный. Но в любом случае не забывайте о локтях. Они должны быть поднятыми. Так у вас получится контролировать мотоцикл, а не наоборот.

При совершении поворота не делайте сильный наклон корпуса вперед и не отклоняйтесь назад. В первом случае есть вероятность перелететь через руль, во втором – задрать переднее колесо. Если земля вязкая и влажная, старайтесь быть наиболее параллельно по отношению к вашему байку. Это обеспечит наилучшее сцепление с треком при прохождении поворота.

Если трек под вами сухой и плотный, перемещайте вашу тазовую область на внешнюю сторону поворота, а верхнюю часть тел немного сместите во внутреннюю. При этом поднимите ваш внешний локоть. И это все нужно сделать единым движением.

Это и есть основы техники прохождения поворотов. И они должны быть на уровне рефлексов вашего тела. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки помогут наработать их.

Колеи

Совершать поворот на ровной поверхности или из колеи – две совершенно разных задачи по своей сложности. При повороте из колеи следите, чтобы оба колеса мотоцикла были в ней. Если переднее колесо попало в колею, а заднее нет, как и в ситуации противоположной, и вы открыли газ, то «полет» с мотоцикла вам обеспечен. И газовать при таком повороте нужно «мягко», не резко. Иначе вы потеряете равновесие.

Подъемы

Чем круче подъем перед вами, тем сильнее наклоняйтесь вперед. Это позволит обеспечить лучшее сцепление переднего колеса с грунтом. Уже ближе к вершине начинайте выравниваться. Если отрыв переднего колеса при подъеме все-таки случился, мы рекомендуем выжать сцепление и «посадить» его обратно.

При подъеме на холм следите, чтобы передача была высокой. Низкая передача не обеспечит хорошего зацепа заднего колеса с поверхностью. Высокие обороты двигателя не дадут увеличения скорости, но позволят лучше использовать крутящий момент и облегчат работу подвески. 

Спуски

При спуске сместите корпус назад и используйте, главным образом, задний тормоз. В случае использования переднего, заднее колесо подкинет вверх, и вы опрокинетесь вместе с байком. Но не перестарайтесь с торможением – мотоцикл может потерять устойчивость. Да и ведущее колесо может понести в сторону. Можно сочетать задний и передний тормоз. При этом не слишком давите на последний, переднее колесо обязательно поведет в сторону. Не забывайте про торможение двигателем. Перед спуском включите более низкую передачу и отпустите сцепление.

Мы рекомендуем использовать все эти методы одновременно для более безопасного прохождения спуска.

Прыжки

При совершении прыжков нужно оставаться в позиции «атаки» (о ней мы говорили выше). Начинайте прыжок на большой скорости, а газ держать ровно до прыжка.

Мы рекомендуем новичкам начинать прыгать на небольших трамплинах. И только после наработки на них уверенного прыжка переходить к большим.

Экипировка

Экипировка нужна для защиты вашего тела на случай падения, столкновения и прочих аварийных ситуаций. А их в мотоспорте будет очень много, даже у опытных спортсменов. Вариантов экипировки для начального уровня множество. Не стоит экономить на защите головы и ног. Ну и остальных частей тела. Мы рекомендуем ориентироваться на продукты известных производителей.

Наблюдение за опытными гонщиками

Наблюдение за опытными гонщиками является важной частью подготовки новичков в этом виде экстремального спорта. Нужно не просто смотреть на них, а стараться анализировать их действия, их движения. Даже если вы смотрите записи соревнований, старайтесь подмечать прохождение различных элементов фаворитами гонки. Смотрите, как они стартуют, проходят повороты, прыгают с трамплинов, въезжают на горки и съезжают с них, как финишируют. Важно подмечать работу тела гонщика, его ног, рук, туловища. Тут можно включить медленное воспроизведение записи, чтобы рассмотреть все в деталях. Опытный спортсмен уже прошел множество ошибок и неудач в этом виде мотоспорта, чтобы послужить хорошим примером новичкам.

Уход за мотоциклом

Мы рекомендуем делать ТО вашему кросс байку после каждой поездки. В первую очередь очистите всю грязь, это убережет металлические детали вашего байка от коррозии. Отслеживайте состояние звезды, тросов, воздушного фильтра и прочих расходников. Очистите цепь керосином или любым очистителем. Затем высушите и смажьте ее смазкой, предназначенной для вашего типа мотоцикла. Желательно сделать это за 2 прокрута: за 1-й – внутреннюю сторону, за 2-й – внешнюю. И смазывать нужно раз в 500 - 1 000 км.

Кроме этого мы рекомендуем менять масло на вашем кросс байке по его состоянию или после каждой серьезной «покатушки». Это продлит жизнь двигателю мотоцикла. Текущее состояние моторного масла можно оценить визуально, использовав масляный щуп или смотровое окно в картере байка. Если оно на вид черное, ожидание рекомендованных производителями масел пройденных километров или моточасов чревато поломкой двигателя и дополнительными расходами.

И не забудьте оценить состояние тормозных колодок и шин. Тормоза не должны пищать или скрежетать при торможении, иметь изношенный вид. При наличии вышеперечисленного меняйте их на новые. Шины должны, как минимум, держать рабочее давление 2,2 - 2,3 Атм. При этом для задней оно должно быть на 0,3 Атм выше. И не перекачивайте их

Отдых, фитнес и питание

Как и любой другой экстремальный спорт, мотокросс утомляет гонщика и психологически, и физически. Важно грамотно отдохнуть между гонками. Правильное питание, тренировки в спорт зале, грамотное распределение труда и отдыха будут вашими помощниками в достижении спортивных успехов.

Больше практики

Тут вы сами понимаете, чем больше вы будете ездить на вашем кросс байке, тем лучше у вас это будет получаться. При регулярных тренировках вы приобретете необходимые навыки и доведете их до автоматизма. Помните, даже профессионалы мотокросса постоянно тренируются. Особенно в части управления своим телом на мотоцикле, владения тормозами и сцеплением на нем. Практики много не бывает. 

Сколько стоит начать заниматься мотокроссом профессионально и самостоятельно

Тут мы дадим несколько условных цифр. Обучение в мотошколе обойдется вам примерно в 5 000 ₽ в месяц в зависимости от региона. На стоимость влияет и день недели для практики, и выбранные индивидуальные или групповые тренировки. Сам мотоцикл и защитную экипировку приобретать не нужно.

Занятия в мотоклубе потребуют уплаты членских взносов, порядка 1 000 ₽. При этом сначала вы должны будете купить кроссбайк, комплект защитной экипировки. Тут какую-либо цену назвать сложно, все зависит от размеров вашего кошелька. Прибавьте сюда стоимость горюче-смазочных материалов и запчастей.

Увлечение мотокроссом для достижения спортивных высот довольно затратное занятие. Если рассматривать такой спорт как хобби выходного дня, стоимость будет ощутимо ниже. В любом случае, ощущение драйва, ветра в лицо, победы над собой, преодоление неимоверных трудностей вам обеспечены.

Добро пожаловать в мотокросс - life!

А какой был ваш первый кросс выезд? Поделитесь ощущениями.

Читайте также:

Оцените публикацию
Средний рейтинг 0
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и написать комментарий!
0 комментариев
По новизне
Самые новые
Самые популярные
avatar-blank