
Что такое мотоджимхана
Мотоджимхана — непонятное диковинное слово, что же это такое? Motorcycle gymkhana (англ.) — это вид мотоспорта, в котором райдеры на «железных конях» выполняют маневрирование на ровной, закрытой, асфальтовой площадке между искусственных препятствий. Спортсмены должны на время проехать извилистую трассу, оконтуренную пластиковыми конусами или другими препятствиями.
Схемы движения достаточно сложные и подготовлены для разных групп участников, однако ключевые требования для всех едины — избежать случайного касания конусов, которое приведет к падению последних и не нарушать правила. Для любителей мотоциклов — это прекрасная возможность научиться приемам контраварийной езды, ловкому маневрированию на ограниченном небольшом пространстве, умению быстро сбрасывать и нагнетать скорость, экстренно тормозить, уходить от внезапного препятствия.
История мотоджимханы
Мотоджимхана зародилась в стране восходящего солнца Японии, в 70-годы прошлого столетия. А названием дисциплина обязана персидскому языку. Словосочетание Джамаат-хана на персидском означает «место сбора». Впоследствии понятие перекочевало в индийские диалекты и преобразившись стало обозначать «спортивный клуб». Во время английской колонизации Индии, понятие закрепилось за упражнениями по конной выездке проводимых с учетом времени.
Moto Gymkhana на японских островах появилась, как массовая возможность мотоциклистам на абсолютно разных видах мотобайков продемонстрировать свои навыки фигурного маневрирования. Притом, чтобы собраться и показать свои умения и «фишки», нет необходимости обустраивать специальные трассы, проходящие по горам или лесным участкам, оборудовать дорогостоящие треки для выполнения трюков.
Некоторые эксперты считают, что мотоджимхана корнями уходит в дворовые увлечения, когда обычные спортсмены-любители на серийных мотоциклах демонстрировали друг перед другом виртуозность катания. По мере накопления опыта и пробуждений соревновательного духа, зародились настоящие состязания не только в мастерстве маневрирования, но и в скорости выполнения фигур. Японская мотоциклетная промышленность, почувствовав в обширном движении коммерческий интерес, стала проводить официальные соревнования для привлечения внимания к производимым байкам.
Аналог мотоджимханы в СССР
В Советском Союзе существовал аналог мотоджимханы, который назывался — «фигурное вождение мотоцикла». Энтузиастам не хватило массовой вовлеченности райдеров, чтобы движение стало отдельной спортивной дисциплиной. Просуществовав порядка двух десятилетий в 70-80-х годах, движение заглохло, и было вытеснено более энергичным мототриалом. Остались любители-одиночки, продолжавшие тренировки по выполнению фигур на скорость или в виде стантрайдинга.
Мотоджимхана в России
Увлеченный и неутомимый Сергей Пекутко из Санкт-Петербурга стал проводить регулярные тренировки по Moto Gymkhana с 2013 года, позже организовав пробные уроки в столице. В 2014 году на этой базе проведены первые соревнования в Москве и Питере.
С каждым годом приверженцев и активных участников становится все больше, их география насчитывает более 10 регионов страны.
Что нужно новичкам, чтобы заняться мотоджимханой
Для новичков, прежде всего, нужен мотобайк, но если он у вас имеется, то считайте, что инвентарем вы уже обеспечены. Для «безлошадных» всегда найдется выход — арендовать транспортное средство и экипировку. В мотоджимхане классы мотоцикла не имеют значения, сможете спокойно тренироваться на своем. Классифицируют байки по:
- Типу;
- Кубатуре;
- Силуэту (круизер, спорт, дорожник (нейкед), супермото, скутер, пит, эндуро , кросс)
Первоочередная задача начинающего спортсмена обеспечить техническую исправность своего мотоцикла.
Требования к мотоциклам и подготовка мотоцикла для участия в соревнованиях
Существуют несколько нехитрых правил применяемых по отношению к транспортному средству:
- Мотоцикл должен быть зарегистрирован в ГИБДД и оснащен номерным знаком;
- Нет ограничений к типу мотобайка, но он должен быть исключительно двухколесным;
- Стоп-сигнал должен функционировать;
- Шины устанавливаются исключительно дорожного типа, недопустимы слики и колеса супермото;
- Не приемлема стертая резина, бороздки протектора должны иметь необходимую глубину;
- Уровень шума издаваемый мотором лимитирован до 100 дБ;
- Исключаются острые выпирающие элементы на деталях мотоцикла, к примеру, на оконечностях руля, рычагах или в других местах;
- Обязательно наличие исправных тормозов.
ВАЖНО!
Вышеперечисленные правила актуальны для серьезных официальных соревнований. Но на практике в мотоджимхане есть гораздо больше неофициальных съездов чем официальных соревнований, где спортсмены одновременно и тренируются, и соревнуются, и правила в таком жестком формате не устанавливаются.
Поэтому, не стоит считать, что если мотоцикл не полностью соответствует правилам выше - он не годен для мотоджимханы.
Опытные спортсмены рекомендуют оснастить байк защитными дугами либо крашпедами, чтобы защитить мотоцикл от неизбежных падений. Можно приподнять руль для улучшения контроля за управлением, снять бьющиеся части обвеса, поворотные указатели, зеркала, рычаги поменять на складные. Для большего ускорения заменить передаточное отношение поменяв переднюю или заднюю звездочку. При отсутствии кнопки остановки двигателя на руле оборудовать байк «чекой безопасности», защитить цепной привод обустроив стандартную защиту или «акулий плавник». Можно поменять выхлопную систему, чтобы снизить вес необходимо снять обтекатели.
Экипировка
Мотоциклистам стоит позаботится о защитной амуниции. Необходимые элементы экипировки:
- Сплошной шлем full-face или кроссовый мотошлем;
- Специальные перчатки и налокотники;
- Защитная куртка с вставками, либо так называемая «моточерепаха», возможно использование спортивного комбинезона с элементами защиты:
- Мотоботы (или обувь без шнурков) и наколенники;
- Возможен вариант специальной защиты для бедер и голеней.
Для тренировок и тем более соревнований используют полный комплект сертифицированной экипировки, это поможет избежать травм при падении.
Документы
Каждый участник тренировок и соревнований должен иметь при себе действующее водительское удостоверение категории «А» и ПТС на свое транспортное средство. Для несовершеннолетних участников заездов необходимо оформить письменное разрешение родителей или тех, кто их заменяет.
Прочее
Можно тренироваться самостоятельно, но коллективные тренировки удобнее, проще и азартнее. Первые шаги нужно делать в сопровождении помощников, которые поддержат и подстрахуют. Обучаться технике скоростного преодоления и правилам маневрирования можно на специализированных курсах в мотошколах. В продвинутых заведениях можно просто улучшить навыки и опыт уже имеющегося вождения.
Профессиональный инструктор поможет вам сэкономить время на обучение, а занятия пройдут более целенаправленно.
Как и где проводят соревнования
Мотоджимахана - спорт не очень затратный для его устроителей. Соревнования по мотоджимхане можно организовать на обычной площадке автошколы, большой огороженной парковке в городских условиях. Но концерны-гиганты, производители мототехники, пытавшиеся на протяжении многих лет организовать соревнования, не могли договориться о единой системе правил и проводили собственные состязания, каждый по своему формату. В какой-то момент, учтя интересы пилотов, в 1995 году была создана JAGE (Japan Moto-Gymkhana Association) — независимая японская ассоциация. Она и положила начало соревновательному процессу.
Самые крупные и старейшие соревнования в этом виде спорта проходят под началом Dunlop —бренда производителя шин. Кубок Dunlop удалось организовать благодаря колоссальной энергии большого фаната виртуозного маневрирования — Минору Адачи. Кубок стали проводить с 1992 года.
В дальнейшем появляется Кубок JTC, который стартует в 1995 году, его спонсирует JTC сингапурская строительная корпорация. В том же году дано начало Кубку BATTLAX, его организует японская компания производитель шин Bridgestone. Самый титулованный японский пилот— Такаёси Сакута (Sakuta ), он был многократным серебряным и золотым призером Кубка Dunlop с 1993 по 1998 гг., к слову продолжает успешную спортивную карьеру до сих пор.
Существенное отличие Moto Gymkhana, как спортивной дисциплины — отсутствие чемпионата мира. Самым важным первенством в рейтинге соревнований по мотоджимхане является Чемпионат Европы. Такое обстоятельство обусловлено специфичностью этого вида спорта, и небольшому количеству зрителей, что объясняется отсутствием гонок и зрелищности. Чемпионат ведет свой отсчет с 2015 года и на первых играх уже участвовало 4 спортсмена из России. Среди Европейских стран больше всего приверженцев в Нидерландах, они организовали национальную ассоциацию Moto Gymkhana Netherlands в 2012 году, а позже взяли на себя проведение европейского чемпионата, где первым победителем стал голландец Kristian Eekhof, удержавший позицию и в следующем году.
В 2021 году ЧЕ по мотоджимхане, в силу известных обстоятельств, проводились на «удаленке». Участникам предлагалось, зарегистрироваться на сайте, оборудовать согласно схеме площадку. Затем проехать маршрут, зафиксировав его на видео и опубликовать в открытом доступе в Сети, отправив организаторам ссылку для учета и проверки.
Упражнения и порядок их выполнения
Всем райдерам следует выполнить упражнения сохраняя определённую и строгую последовательность локализации их на трассе. Лимит времени официально устанавливается для каждой трассы. Виды упражнений:
- «Коридор»;
- «Круг»;
- «Габарит»;
- «Колейный мост»;
- «Трамплин»;
- «Восьмерка»»
- «Тоннель»;
- «Эстафета»;
- «Зигзаг»;
- «Линия „Стоп“»
Участники получают схему прохождения трека в бумажном варианте до начала соревнований, имеют возможность пройти по трассе ногами, а затем приступать к выполнению упражнений.
Элементы мотоджимханы на практическом экзамене по вождению ТС категории «А»
Несколько упражнений мотоджимханы взяты для прохождения практической части экзамена по вождению мотоцикла категории «А». Подобные упражнения показали свою практическую значимость в управлении транспортным средством. Среди прочего нужно выполнить «Габаритный коридор», «Габаритную восьмерку», «Зигзаг» или «Змейку». Умея выполнять такие упражнения можно увереннее чувствовать себя на дороге и приобрести навыки езды по городу.
Чемпионаты мотоджимханы
Помимо самого престижного Чемпионата Европы с 2020 года соревнования в РФ проходят в формате Чемпионата России. Это событие зафиксировала Федерация мотоциклетного спорта России и Moto Gymkhana занесена во Всероссийский реестр видов спорта с этого же года. Федерация мотоджимханы сообщила, что к участию допускаются все дорожные мотоциклы.
Соревнования по мотоджимхане в 2022 по формуле межрегионального чемпионата проходил в Туле в августе. На состязаниях собрались порядка 70 спортсменов из Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Брянска и других городов. Соревнования проходили в категориях:
- Профи;
- Мастера;
- Спортсмены;
- Любители;
- Новички.
В состязаниях принимали участие, и представительницы прекрасного пола, для них были созданы отдельные номинации.
Для всех желающих проходит GymkhanaGP - онлайн-чемпионат по мотоджимхане, проводятся соревнования с 2018 года.
Состязания подразделяются на местные или национальные. Самые известные национальные чемпионаты:
- MotoGymkhana CZ (Чехия);
- M Gymkhana Cup (США);
- UK National Competition (Великобритания);
- Кубок Федерации МотоДжимханы (Россия)
Российский Кубок Федерации проводится поэтапно, ежегодно, во всех городах, где есть представительство Федерации. Календарь соревнований по мотоджимхане 2022 уточняйте на официальном сайте.
Что нужно для участия
Для участия нужен мотобайк, экипировка плюс терпение и большой труд. Мотоциклы лучше использовать простых городских моделей небольших размеров. Они более юркие и быстрые. К участию допускаются 2-х и 4-х тактные мотоциклы – одиночки групп А1, А2, А3 и С с кубатурой двигателя согласно требованиям спортивного кодекса и ЕВСК.
Заявки на участие в состязаниях подаются в соответствии с Регламентом данного соревнования, но стоит помнить, что организатор вправе отказать заявителю и не объяснять причину отказа. Кроме того, необходимо оплатить заявочный взнос, который также устанавливается Регламентом соревнования. Напоминание молодым райдерам — участвовать в состязаниях можно лишь достигнув 16 лет.
Полезны ли занятия мотоджимханой
Мотоджимхана и её упражнения принесут существенную пользу любому мотоциклисту. Занятия этим видом спорта и навыки, полученные на треке, повышают общую безопасность в потоке движения. Время реакции на препятствие во время езды уменьшается, а байк станет для вас более предсказуемым. Вы сможете аккуратно и свободно маневрировать, чувствовать размеры пространства между идущим в потоке автотранспортом. Вы научитесь филигранно управлять мотоциклом, доведя умение до рефлексов. Райдер, получивший опыт на тренировках мотоджимаханы, будет использовать во время маневрирования дозированное торможение, умело распределять равновесие во время объезда препятствия.
Итоги
Чтобы заниматься этим увлекательным и азартным видом спорта нужно немного. Мотоцикл, ровную площадку имеющую асфальтовое покрытие и секундомер (лаптаймер).
Читайте также:
