
История морского каякинга
Морской каякинг (или сиякинг - от англ. «sea» - «море») зародился в древние времена у северных народов как жизненная необходимость. Он помогал людям выходить в море за пропитанием. Эскимосские мужчины соорудили быстрое одноместное судно для охоты на крупных морских рыб и млекопитающих. Жители Аляски и Алеутских островов называли морской каяк — икьяк. В его основании — рама из дерева или прочных костей крупных животных, в качестве бечевки - сухожилия, вместо оболочки - непромокаемая шкура крупного морского зверя. Система каркасной модели долгие столетия не менялась, востребована она и по сей день, претерпевали изменения лишь материалы для изготовления.
Они становились, легче, прочнее, безопаснее. В середине 50-х годов 20-го века появились экземпляры из стекловолокна, а через 30 лет — из пластика. Человек всегда стремиться улучшить каяк за счет современных технологий, красивых форм, повышения технических характеристик, но суть морского каяка прежняя - легкость, высокий темп, отличная мореходность. Современные каякеры также, как и древние, могут прокатиться по морской глади, отправиться на рыбалку, поймать свежий бриз, встретить разнообразных животных и поиграть с волнами с единственной разницей: теперь это не жизненная необходимость, а настоящее удовольствие.
В то время как в мире морской каякинг давно обрел своих поклонников и страстных ценителей, в нашей стране он совсем недавно стал популярным видом водного спорта. Число любителей морского каякинга в России все время растет. Каждый раз находится немало смельчаков, желающих испытать свои силы, остаться с морской стихией тет-а-тет и покорить ее.
Отличия морского каяка
Увлечение морским каякингом может принести не меньше острых ощущений, чем сплав по крутым порогам на каяке. Но лодки тут совершенно иные, наиболее соответствующие предполагаемым задачам. Морские каяки отличаются приличной длиной порядка 5 метров. Их нос и корма острые и приподнятые. Эти отличия способствуют прямому назначению морского каяка — преодоление волн, колебаний воды, прохождение прибоя.
Поэтому производители при конструировании этих видов каяков особое внимание уделяют их хорошей управляемости, непотопляемости, способности держать курс. Эти удлиненные лодки снабжены килем и иногда рулем. Большинство морские моделей каяков кроме длины отличает возможность помещать большое количество груза для различных многодневных экспедиций. Это возможно благодаря гермоотсекам, объем которых достигает 200 литров. Помимо практичности, они выполняют еще одну не менее важную функцию — значительно увеличивают плавучесть лодки.
Быстроходность
Морские каяки - это прежде всего быстроходность, которая зависит от физических данных каякера, его техники и опыта. Эти модели легко скользят по водной глади, что способствует меньшей энергоотдаче. В таком случае от гребли испытываешь удовлетворение, а не усталость. Легкость скольжения определяется двумя факторами: длиной и шириной лодки. Морской каяк при хорошей длине довольно узкий. Эти 2 ключевых фактора помогают достичь высоких скоростей при техничной гребле.
Жесткость конструкции
Чем жестче сконструирован каяк, тем лучше он себя проявит на морской прогулке. Но производитель предлагает разные варианты лодок для подобных путешествий. Сияки могут быть как цельные неразборные, так и складные разборные. Последние делятся на секционные, каркасные, надувные. Для настоящих морских вылазок разборные подходят куда хуже монолитных. Они в большей степени применимы для морской рыбалки и непродолжительных прогулок недалеко от побережья. Настоящие сияки для покорения волн и преодоления обширных расстояний должны быть цельными и крепкими. Единственный их минус неудобная транспортировка, что и привело к появлению складных моделей.
Курсовая устойчивость
Морские каяки отличаются повышенной курсовой устойчивостью. Это крайне полезное свойство сияка способствует не растрачивать понапрасну силы на изменение направления движения лодки с постоянным отслеживанием курса. Такая особенность обусловлена килеватыми обводами корпуса лодки. Обычно у морского каяка — 2 киля в носу и корме. Нередко морские каяке наделяют рулевым управлением. Длинномерные сияки без него порой нелегко развернуть.
Вместительность
По количеству участников прогулки отдельные морские модели могут вмещать до трех человек. Обращая внимание на грузоподъемность судна отмечаются его высокие возможности. Под палубой расположены водонепроницаемые объемные камеры для багажа, так как экспедиция предполагает многодневное плавание с дополнительным оборудованием и необходимым приспособлением. Некоторые сияки имеют грузоподъемность 300 литров. Это отличительная черта сияка не уступает в значимости скорости и курсовой устойчивости морских моделей.
Тип посадки при выборе морского каяка
Независимо от строения лодки, различают два типа посадки гребца в каяке: «sit-in» («сидеть внутри») и «sit-on-top» («сидеть сверху»). При первом способе нижняя часть туловища с ногами гребка размещены внутри лодки. Второй предполагает сидение не внутри, а сверху, как на доске. То или иное размещение гребца не отражается ни на скорости лодки, ни на ее устойчивости или маневренности. Эти типы нельзя сравнивать, потому как у них разные предназначения и предполагаемые функции. Можно лишь описать их, чтобы понимать все «за» и «против» обоих типов посадки применительно для каждого в зависимости от условий применения.
Sit-in
Это классический тип, придуманный эскимосами. Он предполагался для промысла в холодных морях. Поэтому это способ возможно оборудовать юбкой и использовать в холодное время года или в суровой климатической зоне. Но и для летних сплавов он удобен и пригоден. Отличием будет также техника гребли и задействование разных мышц тела. В классическом «sit-in» — классические поворота торса.
Sit-on-top
Открытый тип посадки больше пригоден для развлечений и активного отдыха. Тут работают другие группы мышц. Для гребка требуется не поворот, а наклон корпуса. Разница особенно остро ощущается при долгой, непрерывной работе веслом. Специалисты рекомендуют каяки с таким способом посадки, если на борту предполагается ребенок.
Преимущества и недостатки каждого типа
Главное преимущество «sit-on-top» – безопасность. При перевороте человек просто оказывается в воде, а не под лодкой. Даже новичок на ней вряд ли пострадает. Забраться на прежнее место в такой каяк гораздо проще. Еще один плюс — самоотлив воды. Не придется черпать или откачивать ее из кокпита. Такая конструкция очень удобна, если есть желание поплавать в открытом море, позагорать, свесив ноги в воду. Во время зимнего похода облегчит выход на льдины. А высокое сиденье дает отличный обзор.
Из неудобств:
- отсутствует возможность укрыться от непогоды, ветра и брызг воды, что приведет к быстрому намоканию и переохлаждению гребца, соответственно выбор такого каяке в демисезон не завершится успехом;
- некомфортные для долгих плаваний сидения, которые придется менять на другие с высокой спинкой и настройкой наклона и высоты;
- высокое положение каякера, выступающего центром тяжести над уровнем воды, уменьшает стабильность судна.
«Sit-in» позволяет ногам каякера находиться внутри под декой, а в совокупности с применением юбки делает гребца менее уязвимым к дождливой погоде и прочим негативным факторам. Только используя каяки с таким типом посадки появляется возможность выполнить эскимосский переворот. Скорость каяка «sit-in» будет быстрее, так как он уже «sit-on-top».
Из недостатков:
- использование юбки — это слишком затяжной и волокитный комплекс мероприятий по посадке/высадке каякера в судно;
- при переворачивании всегда остается возможность задержаться под лодкой под водой;
- забраться в такой каяк сложнее, необходима небольшая практика.
Хотя сравнивать эти два типа плавсредств не следовало бы. Каждый из них сконструирован под разный вид отдыха, для разных целей. Поэтому плюсы одного — это априори минусы другого. Они и были спроектированы как взаимозамена в разных обстоятельствах.
Виды морских каяков
Морские каяки также делятся на группы по способу применения на:
- игровые,
- экспедиционные.
Читайте также: Как выбрать каяк: виды, советы по выбору
Игровые
Игровые морские каяки представляют собой мобильные судна некрупного размера, предназначенные для игр с прибойной волной, изучения прибрежных пещер и маневрирования между гряды камней. Такие каяки, как правило, одноместные. Игровые модели применяются для катания с выполнением элементов родео (фристайла). Эти каяки наделены в меру острыми обводами. У них небольшой объем, а длина превышает каяки для фристайла.
Экспедиционные
Для этих каяков характерны обширные вместительные герметичные отсеки, которые необходимы для экспедиционного каякинга. Таких отсеков может быть несколько. Эти модели часто оборудованы рулевым управлением, дополнительными элементами обвязки на деке для того, чтобы иметь под рукой мелкие, но полезные в пути предметы. Производители изготовляют место предназначенное для монтирования компаса или GPS-прибора. Нередки случаи установки паруса. Длина экспедиционных моделей порой составляет шесть метров.
Отдых на морских каяках
Морской каякинг может быть полезен как для персонального уединения с природой, так и для массовых заплывов с группой единомышленников; как для дневных или вечерних прогулок, так и для поездок выходного дня или многодневных путешествий.
Можно просто выходить в плавание и созерцать красоту морской и прибрежной зоны, можно получить удовольствие от рыбалки, можно совершив экспедиционный поход обнаруживать, фотографировать, исследовать флору и фауну. А можно разнообразить спокойный каякинг экстремальными видами походов в местах приливно-отливных течений, череды огромных камней, выглядывающих из-под воды скал и гротов, посетив районы обитания дельфинов и китов. Во всем многообразии занятий, который дарит морской каякинг, главное не ослаблять внимание, оставаться настороже во время круизов по морским просторам. Если физические возможности тела и организма недостаточно развиты, всегда следует заручиться поддержкой опытного каякера или инструктора.
Как подготовиться к водному походу
Подготовку следует начинать с выбора места предстоящего маршрута, его внимательного изучения, включая местность, климатическую зону, погодные условия, рельеф. Планирование самого маршрута тоже не нужно оставлять без должного внимания. Надлежит рассчитать километраж для ежедневного преодоления, определить места причалов и привалов, учесть места возможных затруднений. От грамотного и точно спланированного маршрута зависит комфорт, безопасность и удовольствие от похода.
Следующим шагом будет подготовка каяка и снаряжения для сплава. Для начала составить список необходимых вещей заблаговременно, дополняя его по ходу подготовки. Всегда есть риск упустить что-то важное, если держать все только в голове. Не стоит включать в перечень снаряжения лишние вещи на какой-то «всякий случай». Может случиться и так, что это случай приведет к тому, что все вещи вместе с лодкой придется нести на себе.
Места для морского каякинга
Морской каякинг уместен везде, где есть что посмотреть, а таких мест во всем мире немало.
- Пещеры неимоверной красоты залива Халонг во Вьетнаме можно посетить только на каяке.
- Красивейшие фьорды Норвегии впечатляют красотой и развлекают путешествием по ним на сияках.
- Лофотенские острова Норвегии с великолепными живописными картинами флоры и фауны.
- Воды Тихого океана изобилуют ареолами с китами, одно из таких мест вблизи острова Ванкувер.
В России также множество мест для морского каякинга. - Владивосток. Бухта острова Русский с извилистой береговой линией, разнообразным миром зверей, рыб и птиц, которых не испугает бесшумных ход каяка.
- Полуостров Крым. Особенно территория Балаклавы, Севастополя и мыса Фиолент известны захватывающими видами с особой энергетикой.
- Ладожское озеро. Место, где возможно слияние с природой. Где жители крупных близлежащих мегаполисов оказываются в эпицентре чистого воздуха, высокого неба, зеркальной водной глади, натуральных звуков и ароматов окружающей среды.
- Выборгский залив. Можно прокатиться мимо острова Твердыш и парка Манрепо с великолепной природой севера, древними строениями и интересной архитектурой, соснами, скалами и прочими пейзажами этого места.
Описать и половины мест для морского каякинга невозможно. Тем более рассказать о видах, которые он открывают любителям природы. Всегда лучше это увидеть самому.
Одежда и снаряжение для похода на морском каяке
После того как списки составлены и маршрут тщательно подготовлен следует перейти к сбору поклажи и отбору одежды. Неплохо, если список содержит:
- каяк и весла (основное плюс запасное);
- насос (если каяк надувной);
- юбку;
- спасательный жилет;
- шлем;
- помпа или губка (удалять скапливающуюся в каяке воду);
- герметичные мешки (для защиты от воды вещей), герметичные пакеты (для документов, карты маршрута, телефона, фотоаппарата, рации);
- складной нож;
- фонарь;
- средства навигации (компас, спутниковая система GPS, карта);
- аптечку;
- комплект верхней одежды (в зависимости от сезона и погоды);
- непромокаемый костюм;
- перчатки;
- дополнительную обувь;
- палатку, спальный мешок;
- котелок, минимальный набор посуды;
- не скоропортящиеся продукты;
- питьевую воду.
При загрузке лодки удобнее использовать гермомешки разного размера, чтобы наиболее компактно разместить их в каяке. Чем больше снаряжения поместится внутрь каяка, а не будет располагаться снаружи, тем лучше.
Важные правила безопасности
- Обязательно использование спасательного жилета всеми участниками поездки.
- Шлем, помпа для удаления воды и запасное весло — важные части экипировки.
- Необходимо ознакомиться с предстоящим прогнозом погоды на момент похода, обращая особое внимание на ветер, температуру воды и воздуха.
- Очень важно оставлять информацию о готовящемся сплаве родственникам и близким людям с указанием места отправки и места прибытия.
- Полезно освоить методы и приемы самоспасения на воде и на суше, пройти курсы оказания первой медицинской помощи.
- Провести инструктаж по технике безопасности для всех участников экспедиции и объяснить порядок действий на случай опрокидывания каяка.
Читайте также:
