
Что такое лебедка и зачем она нужна?
Четырехколесный мотовездеход, именуемый на территории бывшего советского союза квадроциклом, представляет собой внедорожную технику повышенной проходимости. Посадка и рулевое управление транспортного средства сконструированы по мотоциклетному типу.
Но несмотря на то, что вездеход имеет большие возможности для прохождения в труднодоступных местах, порой эта техника сама нуждается в помощи. Квадроцикл может увязнуть в грязи, на болоте, по бездорожью, или после дождя застрять в низине наполненной водой. Вытаскивать мотовездеход руками не самая лучшая идея — четырехколесный транспорт достаточно тяжеловесен, а погружение в размокший грунт лишь отягощает ситуацию.
Лебедка, создающая тяговое усилие посредством троса, используется для хозяйственного назначения либо буксирования транспортного средства, в данном случае квадроцикла. Туристам и спортсменам, увлеченным экстремальной ездой на мотовездеходе без лебедки точно не обойтись. Какую лебедку выбрать для квадроцикла помогут параграфы этого обзора.
Разновидности лебедок
Существуют отдельные модели мотовездеходов снабженные встроенной лебедкой, которая заранее предусмотрена производителем и вмонтирована в конструкцию транспортного средства. Лебедка надежно фиксируется на квадроцикле во время производственной стадии на конвейере. Выносной конец троса прикрепляют непосредственно к недвижимому объекту, который способен выдержать вес вездехода.
Переносная лебедка не входит в базовую комплектацию, а представляет собой устройство, которое приобретается отдельно в соответствии с параметрами мотовездехода.
По принципу работы выделяют разные типы данного устройства:
- Ручные;
- Механические;
- Электрические.
Электрические лебедки наиболее удобны и просты в использовании, в связи с этим они получили наибольшее распространение.
Устройство и принцип действия
Эпоха механических устройств постепенно сходит на нет. Принцип работы механизма основан на мускульной силе. Механические лебедки действуют от приводимого в движение барабана путем вращения ручки.
Большинство современных лебедок, имеют тягу, создаваемую при помощи электрической энергии. Устройство состоит из нескольких элементов, приводящих ее в действие:
- Тягового (приводного) барабана;
- Понижающего редуктора;
- Электрического мотора обеспечивающего вращение барабана;
- Тормозного устройства;
- Предохранителя.
Вращение мотора на редуктор передает вал находящийся внутри барабана. В системе редуктора расположены шестеренки планетарной передачи. Задачи редуктора повысить тяговое усилие.
Кроме того, составной частью лебедки является стальной либо кевларовый (синтетический) канат или цепь, иногда, чтобы увеличить тяговые усилия, устройство оснащается тяговыми роликами.
Принцип действия лебедки заключается в наращивании тяговой силы путем усиления вращения.
Кевларовый трос свободным концом прикрепляется за неподвижный объект. Трос, наматываясь на барабан через редуктор, становится короче в длине и повышает натяжение. Возникающее тяговое усилие перемещает квадроцикл по горизонтали, высвобождая транспортное средство из условий, в которых оно оказалось.
Сферы применения: где пригодится лебедка для квадроцикла
Область применения лебедки распространяется на буксировку технического средства либо перемещения грузов. Предусматривается использование устройства для хозяйственных целей, к примеру, в быту или сельском хозяйстве. В этом случае лебедку фиксируют не спереди, а сзади квадроцикла.
Лебедка практичное и универсальное устройство, ее возможности можно задействовать при любых вариантах использования мотовездехода. При отсутствии лебедки в базовой комплектации квадроцикла нелишним будет приобретение синтетического троса. Он совместим с любой моделью, а установка не представляется сложной.
Как правильно выбрать лебедку: основные критерии
Несколько эксплуатационных характеристик, которые владелец квадроцикла учтет при выборе лебедки помогут без проблем и в полном объеме использовать устройство. Лебедка для мотовездехода должна быть:
- Легкой;
- Надежной;
- Иметь компактные габариты;
- Простой в эксплуатации;
- Обладать тягой соответствующей мощности и массе квадроцикла.
Грамотное сочетание технических параметров вспомогательного устройства предотвратит нежелательные последствия. Например, сложный монтаж лебедки и объекта, с которым она должна совмещаться сделает установку затруднительной. Или несоответствие тяговой силы в самый ответственный момент не позволит дислоцировать квадроцикл в нужную точку.
Тяговая сила
Выбирая лебедку обращайте внимание на самый важный фактор, а именно на вес квадроцикла или «Side-by-side». Рекомендуется применять расчетное тяговое усилие в 2 - 2,5 раза больше массы мотовездехода. Перевести значение тягового усилия из обычно используемых для обозначения фунтов в привычные килограммы можно при помощи умножения на коэффициент 0,454. Для примера: 2000 lbs – 908 кг. Можно просто разделить пополам, абсолютная точность не имеет значения. Приблизительно 2000 lbs равно тонне.
Для чего такая необходимость? Следует учитывать запас силы на подъем и сопротивление качению. Как правило, квадроциклы вытаскиваются под неудобным углом из вязкой почвы или грязи поэтому запас должен быть максимальным.
Мы рекомендуем следующую схему:
- 2000 фунтов для квадроциклов весом 200-250 кг, 2500 фунтов - 250-300 кг, 3000 фунтов — 300-350 кг. 3500 фунтов - 350-420 кг, 4000 фунтов - 420-470 кг, 4500 фунтов - 470-550.
- Для техники весом свыше 550 кг - 5500 фунтов
Вес квадроцикла можно посмотреть в документах или на сайте производителя и добавить примерный вес оборудования, закрепленного на вашем квадроцикле.
Двигатель
Двигатель для электролебедки должен обладать эксплуатационными характеристиками, такими как мощность, чтобы создавать достаточное усилие и темп вращения, передаваемые через редуктор на барабан устройства. Кроме того, двигатель должен быть надежным и не энергоемким, таким, которому не требуется большого количества электроэнергии.
Различают двигатели постоянного и переменного тока, оба типа используются в конструкциях двигателей для лебедок. Наибольшее распространение получили двигатели постоянного тока. Напряжение для электрического двигателя устройства, обычное для автомобильной электроники — 12V.
Способ управления
Электрические лебедки удобны и предоставляют возможность просто нажать на кнопку, а не крутить ручку, как в механическом аналоге. Но способ управления у устройств может быть разным. Рынок предлагает лебедки:
- регулируемые с помощью радиопульта;
- управляемые кнопкой на руле.
Вариант с пилотированием от сигнала радиопульта более безопасный. Всегда сохраняется риск, связанный с обрывом троса. В такой ситуации лучший вариант для райдера нахождение на удаленном расстоянии от мотовездехода.
Герметичность
Значимые параметры лебедки, на которые стоит обратить пристальное внимание:
- герметичность;
- влагозащищенность;
- пылезащищенность;
- антикоррозийная защита.
Стандартный маркер IP укажет на наличие такой защиты и ее степени. К примеру, на значках IP67 или IP68 первая цифра говорит о об уровне защиты от попадания твердых фракционных частиц, а вторая указывает на степень защищенности от проникновения влаги. Что можно распознать в цифре 5 на первом месте? Устройство «пылезащищено». «Шестерка» означает — модель «пыленепроницаема», проникновение пыли в такое изделие практически полностью исключено.
Во второй цифре, как правило, значится 7 либо 8. «Семерка» характеризует изделие, которое возможно кратковременно погрузить на небольшую до одного метра глубину. Долговременное действие под водой не предусмотрено. Цифра 8 указывает на готовность устройства работать на глубине более одного метра на протяжении 30 минут.
Размеры монтажных отверстий
Монтируется лебедка к квадроциклу при помощи площадки или установочной платформы на раме мотовездехода, которая может быть в базовой комплектации или покупается, как отдельный элемент. Площадку следует подбирать под модель мотовездехода. Размеры монтажных отверстий можно найти в описании технических характеристик лебедки. Размеры штатных отверстий представляют собой расстояния в длину и ширину между болтами, которыми устройство фиксируется к установочной площадке.
Установочная платформа монтируется с квадроциклом при помощи сварки или скрепления болтами
Подключение
Электрическая лебедка подключается к аккумулятору через катушку индуктивности (соленоиды), а регулировочный пульт необходимо вывести на руль и подключить к проводам замка зажигания. Действовать следует по инструкции, прикладываемой производителями электроприборов к каждому изделию.
Последовательное выполнение пунктов инструкции позволяет подключить лебедку самостоятельно. Для защиты электрических проводов используют гофротрубы, они не дают проводке перегреваться и подвергаться трению.
Материал каната
Трос для квадроцикла немаловажная деталь, какой выбрать, что подойдет больше? Канат для лебедки бывает произведен из двух типов принципиально разных материалов. В первом случае он металлический из специальной стали. Другая группа изготавливается из синтетического сырья, такого как:
- Кевлар (пара-арамидное волокно);
- Полиэстер;
- Вектран.
Каждому виду материала присущи достоинства и недостатки, связанные с физическими свойствами сырья.
Как правильно пользоваться лебедкой
Первый общий совет — всегда, перед каждым выездом проверяйте заряд батареи и общее техническое состояние проводки. Дефекты могут привести к поломке лебедки и даже мотовездехода.
Вторая рекомендация касается новичков, если вы не имеете еще опыта работы с устройствами данного типа потренируйтесь на открытом пространстве, а не когда ваше транспортное средство попало в затор.
Перед запуском лебедки следует убедиться в том, что она размотана практически полностью, на барабане не должно оставаться более пяти витков.
Схема работы заключается в следующих последовательных шагах:
- Наденьте перчатки. Стальной трос может сильно травмировать руки, а при работе с синтетическим ремнем появляются мозоли.
- Переключите фиксатор в ручную размотку. Это позволит вручную размотать трос, экономя время и заряд аккумулятора.
- Освободите крюк и наденьте на него корозащитную стропу.
- Отмотайте необходимую длину троса. Убедитесь, что трос держится крепко.
- Обмотайте корозащитную стропу вокруг дерева или накиньте на фаркоп другой машины. Точка крепления должна находиться максимально далеко — это позволит создать большее плечо и повысить силу тяги.
- Зафиксируйте концы стропы на крюке.
- Переключите рычаг фиксации с ручной размотки.
- Плавно натяните трос.
- Осмотрите точку опоры и оцените правильность укладки троса. Важно убедиться, что все надежно закреплено и правильно работает.
- Уберите все препятствия с траектории движения. Трос должен ложиться на барабан ровно.
- Медленно натягивайте трос и подавайте газ. Важно придерживаться намеченной траектории.
- После того как квадроцикл сможет продолжить движение своим ходом, смотайте трос.
Какой трос выбрать?
Синтетические тросы имеют меньшую массу, не тонут в воде, они менее травмоопасны, обслуживая лебедку с подобным канатом можно обойтись без перчаток. Однако они стоят дороже, могут сломаться при сильном морозе и имеют малый срок эксплуатации 2-3 года.
Стальные тросы значительно дешевле, они тяжелее, имеют опасность обрыва. При работе обязательно использовать перчатки, после нескольких лет эксплуатации, стальные нити из которых скручен канат, разрываются, острыми зазубринами можно порезать руки.
Сталь выбирают владельцы квадроциклов, если часто пользуются транспортным средством зимой или при редкой надобности лебедки.
Синтетика подойдёт для активно задействованной лебедки, либо, когда основным периодом использования мотовездехода является теплое время.
Читайте также:
