Конструкция парашюта
Парашют используется для замедления падения груза за счёт силы сопротивления воздуха. Чаще всего они применяются в парашютном спорте, хотя используются и для других задач. Каждый спортсмен обязан понимать устройство парашюта, принцип его срабатывания, и физику полёта.
Парашютная система состоит из 4-х основных составляющих:
- Подвесная система с ранцем,
- Основной купол,
- Резервный купол,
- Страхующий прибор.
Устройство парашютной системы
Подвесная система с ранцем
Подвесная система используется для прочной фиксации ранца на теле парашютиста. Она обеспечивает удобство полёта, и, вместе с тем, плавно распределяет нагрузку. Подвесная система состоит из нескольких частей:
- Плечевые обхваты
- Ножные обхваты
- Грудная перемычка
Через подвесную систему к спортсмену крепится ранец, состоящий из двух отсеков. В нижнем отсеке располагается основной купол, в верхнем — резервный. Ещё на ранце есть механизм спуска и страхующий прибор.
Основной купол
Эта конструкция создает подъемную силу, используя для этого набегающий поток воздуха. Она крепится к ранцу при помощи строп, и чаще всего позволяет управлять полётом.
Резервный купол
Необходим только в крайних случаях — когда отказал или неправильно открылся основной купол. Его упаковку доверяют только специально подготовленным людям, или получившим разрешение спортсменам. Он устроен более надёжно, но для его наибольшей эффективности требуется отсоединить основной купол.
Страхующий прибор
Страхующий прибор самостоятельно выпускает запасной парашют, если парашютист по каким-либо причинам не смог выпустить основной купол. Старые версии отслеживают необходимость раскрытия по высоте и времени полета, и требуют активации перед каждым прыжком. Более современные версии следят не только за высотой, но и за скоростью падения, что делает их полностью автономными.
Физика открытия и полёта парашюта
После активации спускового механизма из ранца выпадает вытяжной парашют, по размеру он небольшой, но именно он снимает зачековку камеры основного парашюта, а затем вытягивает устройство из ранца.
Парашют при этом открывается не сразу, иначе резкий перепад скорости мог бы травмировать спортсмена. Этому препятствует слайдер — прямоугольный кусок ткани, скользящий по стропам. Вначале он держит стропы, не давая куполу полностью раскрыться. Со временем слайдер сползает по стропам вниз, и ткань постепенно расправляется, вплоть до полного раскрытия.
Отказы
Иногда купол парашюта не раскрывается, раскрывается неполностью, или с дефектами — это называется отказ. Это может привести к увеличению скорости снижения, или потере управляемости. Всё это зависит от конструкции парашюта и самого дефекта.
С некоторыми видами отказа можно справиться прямо в воздухе. При частичном раскрытии может помочь подёргивание стропы. А если стропы перекручены — достаточно покрутиться и распутать их.
Если дефект слишком серьёзный, необходимо отцепить основной купол, и воспользоваться запасным.
Виды парашютов по цели использования
Тормозной
Такие парашюты используются для торможения самолётов при приземлении. Они помогают сократить тормозной путь на треть. Но в гражданской авиации их не используют из-за больших перегрузок.
Система для приземления грузов
Это комплекс из нескольких парашютов. Он предназначен для доставки грузов в труднодоступные места. Их конструкция допускает более серьёзные перегрузки и заботится лишь об ориентации груза.
Для решения вспомогательных задач
Такие парашюты играют побочную роль в протекании других процессов. Они могут стабилизировать полёт, контролировать ориентацию подвесного груза, или помогать раскрытию основных парашютов.
Для десантирования людей
Их отличает упор на безопасность и на отсутствие перегрузок. Из-за распространенности парашютного спорта это наиболее наиболее частая разновидность изделия.
Читать также: С какой высоты прыгают с парашютом
Виды парашютов для десантирования людей
Десантные
Используются в основном военными и любителями острых ощущений. Они имеют круглую, реже, квадратную форму, что не позволяет управлять полётом. Но в новых разработках мобильность повышается за счёт дополнительных отверстий в куполе.
Спортивные
Парашюты типа "крыло" бывают различных форм, но наиболее часто встречается прямоугольная. Позволяют полностью контролировать полёт и делать различные трюки, чем и пользуются экстремалы.
Тренировочные
Чаще всего для тренировочных целей используется десантный парашют Д-1-5У. У него простой механизм срабатывания, не требующий дополнительных знаний, но вместе с тем у него есть небольшая возможность управления и даже разворота на 180 градусов.
Спасательные
Предназначены для спасения людей, чаще всего военных экипажей. Они имеют круглую форму и большой радиус купола, что позволяет смягчить передвижение. Обычно в их комплектации предусмотрены дыхательные аппараты.
Запасные
Используются как экстренная замена основному решению. Чаще всего крепятся сзади, но иногда, особенно в десантных моделях, могут крепиться спереди.
Спец назначения
Такие парашюты используют спасатели и некоторые виды войск, отличительная особенность — это увеличенная площадь крыла, необходимая для прыжков с дополнительной нагрузкой.
Использование парашюта в пассажирской авиации
При крушении пассажирского рейса никогда не рассчитывают на парашюты. Дело в том, что прыжок из падающего самолета — это сложная задача даже для подготовленного профессионала. Ставка в таких случаях делается исключительно на аварийную посадку.
Интересные факты о парашюте
- Концепцию парашюта разработал ещё Леонардо да Винчи в XV веке.
- Самая большая высота для прыжка с парашютом: 38,6 км.
- Из экстремальных видов спорта парашютизм — самый безопасный.
- Самому пожилому парашютисту было 92 года на момент прыжка.
Читайте также: