На что обратить внимание среди байдарок?

Как выбрать байдарку и весло к ней

Выбираем байдарку. На что обратить внимание новичку. Главные характеристики. А какие вёсла взять?

Опубликовано 29 ноября 2022г. 06:00 271 просмотр
0
0
Скопировать
Telegram
OsborneDsds
OsborneDsds 2 подписчиков

Как выбрать байдарку новичку

Использование байдарок становится популярнее день ото дня, их используют для рыбалки, походов, сплавов, и в спорте. Но с ростом популярности увеличилось и количество моделей различных типов, форм, и специализаций. Это затрудняет выбор лодок, особенно для новичков.

Прежде всего необходимо определиться с целями, для которых лодка будет применяться, и отталкиваться от этого. Каркасная байдарка удобна в длительных походах и экспедициях, а надувная лучше подходит для рыбалки или семейного отдыха. Цельнолитая лодка идеально подходит для спорта, но не удобна в хранении и транспортировке.

На что обратить внимание при выборе байдарки?

Размеры

Размер байдарок чаще всего выражается в её длине — чем она больше, тем большую скорость развивает лодка, но от этого страдает манёвренность. Ширина повышает начальную остойчивость, но увеличивает качку на волнах. Вместе с тем, длинные лодки сложнее хранить, из-за габаритов, а в случае с каркасными моделями, их сложнее собирать, из-за большего количества деталей.

Ходкость

Ходкость — это свойство лодки набирать и сохранять скорость. Она напрямую зависит от длины конструктивной ватерлинии. Также, на этот параметр влияет форма сечения дна. Если она круглая, то скорость плавсредства будет больше.

Ещё на этот параметр косвенно влияет материал, из которого изготовлена лодка, и её тип. Пластиковые модели обладают самыми хорошими ходовыми качествами, в то время как надувные — наихудшими.

Остойчивость

Остойчивость — это способность байдарки сопротивляться силам, стремящимися её перевернуть. Разделяют первичную и вторичную остойчивость. В первом случае говорится о способности лодки сопротивляться опрокидыванию на стоячей воде. Лучшим образом на этот параметр влияет большая ширина лодки и плоская форма дна. Обычно новички обращают внимание только но этот параметр.

Вторичная же остойчивость влияет на стабильность лодки, когда её борта или скулы ложатся на волну, что может быть полезно для экстремальных заплывов по реке или в открытых акваториях. Эти два параметра всегда имеют обратную зависимость. Лодка с хорошей первичной остойчивостью, имеет плохую вторичную остойчивость, и наоборот.

Из-за особенностей своей конструкции лучшей первичной остойчивостью обладают надувные лодки. А вот спортивные цельнолитые каяки, которые рассчитаны на опытных спортсменов, осознанно жертвуют первичной остойчивостью в угоду ходкости и манёвренности.

Непотопляемость

Разные модели байдарок по-разному предотвращают затопление лодки. Самый простой вариант применяется в надувных и каркасно-надувных типах. Они используют ёмкости непотопляемости, которые помогают плавсредству продержаться на воде после получения пробоины.

Цельнолитые байдарки тяжелее всего затопить — они способны выдерживать мощные удары, сильные перепады температур, и другое влияние агрессивных сред. Именно это делает их наиболее надёжными лодками.

Также, важным инструментом во время непогоды является фартук для кокпита — он предотвращает попадание воды внутрь лодки во время дождя или при высокой волне. Иногда применяется специальная система самоотлива воды, или ручные насосы.

Управляемость

Манёвренность лодки зависит от параметра, называемого рокером. Рокер — это степень погиба днища, и чем она больше, тем большей управляемостью обладает лодка. Также на управляемости лучшим образом сказывается малая длина байдарки.

Вес

Вес байдарки напрямую зависит от её размера, но и конструкция лодки оказывает на него большое влияние. К самому тяжёлому типу относятся цельнолитые байдарки, а к самому лёгкому — надувные.

Больший вес также оказывает отрицательное влияние на начальную остойчивость.

Время и удобство сборки

Этот параметр важен в затяжных экспедициях, когда нет возможности тратить много сил на сборку. Однако во время семейной прогулки тоже не хочется тратить время на подобное занятие. Поэтому, в таких случаях лучше всего подходят надувные байдарки, для которых нужен лишь насос и небольшое количество времени.

А вот на каркасные и каркасно-надувные модели приходится тратить очень много сил и времени.

Живучесть и ремонтопригодность

Эти параметры имеют обратную зависимость друг от друга. Надувные и каркасные байдарки легче всех получают пробоины, но на них легко поставить заплатку — даже в полевых условиях.

А вот цельнолитые модели живут очень долго и способны выдерживать множественные повреждения, но в случае пробоины ремонт может стать проблемой.

Загрузка лодки

Грузоподъёмность — это важный параметр для туристов, позволяющий брать с собой больше вещей. Однако загруженность лодки ухудшает её ходовые качества. Наибольшее количество груза способны вмещать пластиковые байдарки — в них и места много, и плавучесть у них достаточная, чтобы взять на себя до полутонны.

Хуже всех для перевозки груза годятся надувные лодки — при перегрузе такая может и не утонет, но плыть на ней будет очень сложно. Они способны перевозить лишь до 300 кг (самые крупные модели) с учётом веса пассажиров.

Удобство посадки и гребли

Удобное сиденье в байдарке — это плохой тон, по мнению спортсменов. Поначалу, спинка может показаться удобным дополнением к лодке, но она будет мешать правильной технике гребли. Также важно наличие хороших упоров для ног — они позволяют передать лодке весь импульс от весла и сохранят ноги байдарочника в комфорте. Свой вклад вносит и правильная высота посадки.

Все эти параметры ужасно выполнены в надувных байдарках, и именно поэтому они не годятся для долгих заплывов. Ожидаемо, спортивные лодки позволяют на полную использовать технику гребли, хоть и покажутся новичкам неудобными.

Цена

В первую очередь от цены зависит качество лодки. Самые дешёвые модели — каркасные. Они обладают сомнительным статусом в рядах истинных байдарочников, и не годятся для некоторых видов задач, однако остаются универсальными и удобными, когда дело касается хранения и перевозки.

Цельнолитые байдарки стоят немногим дороже, однако новичкам будет сложно ими пользоваться. А вот самой большой ценой обладают надувные лодки, популярные среди туристов и рыбаков.

Производитель

При выборе производителя лучше всего обращаться к отечественным компаниям, так как большинство из них уже имеет большой опыт в производстве, а их цены остаются более доступными, чем зарубежные модели. Из популярных можно назвать Вольный Ветер, TRITON, и Сталкер.

Назначение

Правильней всего различать байдарки по назначению — так проще сделать выбор, и гораздо сложнее с ним ошибиться. Обычно выделяют следующие сферы применения:

  • Рыболовные;
  • Туристические;
  • Спортивные (для гонок);
  • Для сплава.

В отдельную категорию следует выделить байдарки для различных игр, но там параметры строго регламентированы и зависят от конкретного вида спорта.

Все эти направления различаются по типам и характеристикам, так что проще отобразить эту информацию в таблице:

Характеристика

Рыболовные

Спортивные

Туристические

Для сплава

Размер

Небольшой

Большой

Большой

Небольшой, средний.

Ходкость

Плохая

Наилучшая

Средняя

Средняя

Первичная остойчивость

Хорошая

Плохая

Хорошая

Средняя

Управляемость

Плохая

Средняя

Средняя

Средняя

Грузоподъёмность

Малая

Большая

Большая

Большая

Удобство сборки

Удобно

Нормально

Нормально

Используемые типы

Надувные, каркасные

Цельнолитые

Надувные, каркасные, цельнолитые

Каркасные, надувные, цельнолитые

Читайте также: Из чего состоит байдарка

Как выбрать весло для байдарки с учетом вида гребли

Это не менее важный выбор, чем сама лодка, ведь скорость хода и удобство нахождения на воде напрямую зависят от правильно подобранного весла.

Назначение

Для гладкой воды

Для таких условий вёсла делают узкими и длинными, что позволяет развивать наибольшую скорость. Но они хорошо годятся и для резких манёвров.

Для сплава

Для сплава выбирают более широкие лопасти, и малую длину весла. Это уменьшает эффективность гребли, но даёт лучший контроль, и облегчает маневрирование. Очень полезно в условиях, когда нужно быстро избегать препятствий.

Для сплава

Для фристайла

Фристайл подразумевает различные акробатические трюки, так что в нём вёсла выделяются из общей канвы. Они очень короткие, с широкими лопастями, которые позволяют делать различные трюки и перевороты. Иногда для этих целей допускается использование вёсел для сплава.

 Для фристайла

Для гребного слалома

В этом виде спорта скорость — самый важный параметр. Поэтому лопасти у вёсел изогнуты наподобие ложки. Кроме того, они имеют большую площадь. Это позволяет очень эффективно развивать скорость.

Для гребного слалома

Материал

Вёсла изготавливаются из лёгких материалов, таких как дюралюминий, дерево, или пластик. Они позволяют веслу выдерживать нагрузку, но имеют меньший вес, благодаря этому, с веслом легко управляться.

Цена

Пластиковые вёсла самый дешёвый вариант, но вместе с тем, наиболее хрупкий. Их используют в основном новички, либо спортсмены, покоряющие акватории с гладкой водой.

Вёсла из сплавов алюминия стоят дороже, но позволяют выдерживать серьёзные нагрузки, они необходимы для бурной воды, или других экстремальных видов развлечений на байдарке.

Деревянные вёсла стоят очень дорого, и они уступают по качеству алюминиевым, так что сейчас являются, скорее, предметом роскоши.

Длина весла

Длина весла подбирается индивидуально под рост гребца и его стиль гребли. Так достигается максимальная эффективность и комфорт во время заплыва.

 

Рост гребца, см

Длина весла, см

Высокий угол гребли

Низкий угол гребли

152 - 160

210

210 - 215

162 - 170

210 - 215

220

172 - 180

220

220 - 225

182 - 190

220 -225

230

192 - 200

230

240

Тип хвата

Для более удобного процесса гребли лопасти весла имеют разворот относительно одной к другой. Это позволяет уменьшить сопротивление воздуха на ту лопасть, которая находится над водой.

Существует два типа хвата: "левый" и "правый. Разница заключается в том, какая рука крепко держит весло, а какая управляет им. Из-за этого отличается эффективный угол разворота лопасти. так что разницу между "левыми" и "правыми" вёслами нужно понимать.

Однако современные разборные вёсла можно собирать в разные варианты разворота, что даёт возможность менять тип хвата, и использовать наиболее подходящий вариант.

Читайте также: 

Оцените публикацию
Средний рейтинг 0
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и написать комментарий!
0 комментариев
По новизне
Самые новые
Самые популярные
avatar-blank