Каноэ своими руками  - все не так уж и сложно

Как сделать каноэ и весло своими руками

Сначала - найти чертеж. Что нам понадобится? Собираем каноэ и весло. Преимущества и недостатки собственноручного изготовления весла.

Опубликовано 29 ноября 2022г. 08:06 271 просмотр
0
0
Скопировать
Telegram
OsborneDsds
OsborneDsds 2 подписчиков

Раньше каноэ выдалбливали из дерева или собирали из бересты. Их использовали для охоты, рыбалки, путешествий и сражений с врагами. 

Сегодня такой необходимости нет: на рынке масса современных моделей из стеклопластика, многослойного ПВХ, композитных материалов и того же дерева по демократичным ценам. 

Однако, находятся увлекающиеся люди, которые готовы потратить немало времени и сил, чтобы собрать каноэ самостоятельно. В этом случае можно изменять модификацию каноэ под личные цели, выбрать понравившийся материал. Задача посильная, но придется изучить много литературы, чтобы результат вас радовал. 

Для начала потребуется чертеж. Их много в готовом виде в журналах, на просторах интернета или в специализированных книгах (например, Тэда Муреса Canoecraft) - в них описано больше деталей. Но можно разработать его самостоятельно при должных навыках. 

Выделяют несколько типов чертежей:

  • Стандартные. Такие чертежи предполагают полную симметричность передней и задней части каноэ. Собирать каноэ удобнее по поперечным лекалам, схожих с формой ребер жесткости лодки, или шпангоутов. 
  • С усовершенствованными обводами. Корпус таких каноэ расширяется ближе к корме. Лодка получается более маневренной, управляемой и снижается угол наклона на корму, если в каноэ только один гребец. Корпус выклеивают из набора полос водостойкой фанеры.
  • Чертежи по технологии СиС. При таком способе не используется стапель, а четыре пары полос будущей каноэ сшиваются между собой стяжками, а затем обрабатываются эпоксидной смолой и несколькими слоями водостойкого материала. 

Чертеж выбран. Теперь нужно определиться с дизайном. Для это нужно понимать, для чего вам каноэ: для туристических походов или в качестве трофея в гараже. Что еще важно при выборе внешнего вида?

  • категория рек, по которым вы планируете сплавляться;
  • конечный вес и длина;
  • управляемость;
  • грузовместимость;
  • простота сборки.

Для работы вам понадобится:

  • крепкий, длинный стол для сборки. В качестве альтернативы можно использовать козлы и длинную доску;
  • фанера из березового шпона;
  • скобы или толстая леска для стягивания форм;
  • стеклоткань;
  • полимерный или эпоксидный клей либо силиконовый герметик;
  • водостойкий лак для финишного покрытия каноэ

Каноэ

Этапы строительства 

Заготовка материалов.

Когда все основные материалы готовы, можно приступать к строительству. Внимательно отнеситесь к выбору пиломатериалов: от этого зависит качество будущей лодки. Выбирайте фанеру элитного класса или первого сорта не менее 5 мм для корпуса и 15 мм для шпангоутов. Пропитка фанеры должна быть марки ФСФ или ФСФ-ТВ (горюче устойчивая), ФБ и БС (авиационная). /

Сборку каноэ можно производить по инструкции, если вы приобрели готовый комплект. Для самостоятельной сборки следуйте шагам ниже.

Шаг 1.

Подготовка места.

Для сборки подойдет длинный устойчивый стол, специальные стапеля или обычные козлы.

Шаг 2.

Размечаем фанеру по чертежу и выпиливаем формы. Если вы приобрели комплект для сборки каноэ, приложите вложенные трафареты к фанере. Затем вырезайте формы. Они будут напоминать гриб. 

Шаг 3. 

Крепим формы саморезами для гипсокартона к основанию на расстоянии 30 см. Важно расположить формы четко по центру, чтобы каноэ получилось ровным и симметричным. Формы оберните пленкой или проклейте изолентой, чтобы на них не попал клей при последующей сборке. 

Шаг 4.

Деревянную планку сажаем на клей и гвозди по краю форм.

Шаг 5.

Подготовьте боковые полосы одинаковой ширины. Длина полос не так важна: впоследствии их можно скрепить шарнирами. Если необходимо загнуть деревянные детали, рекомендуется обдать их горячим паром: так они легче принимают необходимую форму. 

Шаг 6. 

Поочередно соедините боковые полосы с формами при помощи скоб, двигаясь от  основания к центру. 

Шаг 7.

После высыхания клея, аккуратно удалите скобы и обрежьте выступающие части деревянных полос. Аккуратно удалите внутренние формы 

Шаг 8.

Приступайте к шлифовке. Потребуется несколько подходов. Перед окончательным этапом намочите корпус и затем хорошо просушите. Необработанное древесное волокно, или ворс, поднимется и можно будет сделать заключительную шлифовку.

Шаг 9.

Приступаем к нанесению водоотталкивающих слоев. Закрепите на внешней стороне корпуса стекловолокно или водоотталкивающую пленку и покройте корпус эпоксидный смолой и отвердителем в несколько слоев. Перед последующим нанесением очередного слоя, дайте предыдущему хорошо просохнуть. Потребуется 2-3 подхода. Стекловолокном следует крепить  внатяг, чтобы не было морщин. Перед нанесением стекловолокна на внутреннюю часть каноэ, его следует отшлифовать. Теперь тщательно пройдитесь клеем или силиконовым герметиком по всем стыкам. 

Шаг 10.

Для жесткости корма ребра снаружи и изнутри ложки. Затем размечаем расположение будущих сидений. Равномерно распределите деревянные планки, чтобы каноэ не давало крен при погружении в воду. Затем снова шлифуем каноэ, покрываем эпоксидной смолой и финишным морским лаком с УФ-защитой.

Каноэ собственноручно

Нюансы сборки:

  1. Не делайте носовую и хвостовую часть излишне зауженной. Это отрицательно влияет на ходовые качества каноэ.
  2. Если расширить среднюю часть, будет тяжелее грести.
  3. Если используете ламинированную фанеру вместо обычной, укладывайте ее защищенной стороной внутрь. Для отделки также можно использовать шпон красного дерева.
  4. Не перестарайтесь с ошкуриванием корпуса. Обшивка не должна быть излишне тонкой.
  5. Используйте латунные шурупы. После сборки их также необходимо обработать сверху эпоксидный смолой.
  6. Можно использовать грунтовку вместо водоотталкивающей ткани на внешней и внутренней стороне корпуса лодки.

Читайте также: Чем отличается байдарка от каноэ

Делаем весло

Весло для каноэ может быть плоским или с закругленным концом. Для изготовления потребуется чертеж, кусок фанеры или брус или несколько хорошо просохший досок, склеенных между собой эпоксидным клеем. 

Длина весла зависит от габаритов каноэ: в среднем +15% от ширины лодки. 

  1. Цельную древесину предварительно обрабатывают рубанком. Затем наносят разметку, выпиливают заготовку и шлифуют. Подойдут практически любые породы дерева, особенно клён, ясень и фруктовые деревья. У последних красивый цвет и текстура. 
  2. Если вы используете отдельные доски, 4 бруса необходимо предварительно склеить между собой эпоксидным клеем и положить под пресс для высыхания. Для лопасти потребует 2 листа фанеры, также склеенные между собой. 
  3. При помощи специального короба приедем лопасти форму дуги. Затем вынимаем из коробка и выпиливаем по чертежу. 
  4. Выпиливаем веретено и покрывает места срезов эпоксидной смолой.
  5. Соединяем веретено и лопасть при помощи болтов и гаек.
  6. Обклеиваем весло стеклотканью и покрываем эпоксидной смолой. В завершении вскрываем весло яхтным лаком в 4 слоя.

Самостоятельное изготовление весла имеет ряд преимуществ:

  • легкость изготовление;
  • небольшой набор и доступность требуемых материалов;
  • возможность создать индивидуальное весло с нестандартным рисунком и палитрой.

Однако, такое весло может оказаться недостаточно прочным и тяжелым. Кроме этих, выделяют следующие недостатки самостоятельного изготовления весла:

  • некачественные материалы, используемые при изготовлении;
  • трудозатратно;
  • большая вероятность совершить несколько ошибок, если вы новичок.

Самостоятельная сборка каноэ - процесс увлекательный и недолгий: при наличии необходимых материалов может занять от 5 до 7 дней. Плюс, это шанс сэкономить на покупке дорогостоящей профессиональной лодки и тестировать на деле плоды своего труда вдвойне приятно. 

Читайте также: 

Оцените публикацию
Средний рейтинг 0
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и написать комментарий!
0 комментариев
По новизне
Самые новые
Самые популярные
avatar-blank