Автоспорт — что это за вид спорта?
История автоспорта насчитывает более ста лет. Пожалуй, эта дисциплина, претерпевшая самую ощутимую эволюцию, которая прежде всего связана с тем, что кардинально менялся собственно сам спортивный снаряд — автомобиль. Но что это за вид спорта, в чем его особенности?
На первый взгляд кажется, что автоспорт не совсем спортивное состязание, ведь в привычном понимании спорт — это такое действие, когда спортсмены у всех на виду демонстрируют свои физические навыки в плавании, беге, прыжках. Или сражаются в острой схватке, в захватывающих играх, таких как футбол, волейбол. Либо участвуют в прочих видах соревнований, где главное действующее лицо — человек и его физические или интеллектуальные способности (шахматы, шашки). Сидеть в водительском кресле и крутить руль, такое занятие некоторые считают неспортивной дисциплиной.
Тем не менее, автоспорт — это настоящий спорт в котором присутствуют характеризующие этот род активности элементы. Можно просмотреть составляющие спорта в:
- Организованной деятельности спортсменов, направленной на достижение лучшего результата;
- Наличии правил, которые регулируют сопоставление физической формы или интеллектуальных способностей соревнующихся;
- Наличии индивидуальной физической или интеллектуальной активности, которая воплощается в действие в соревновательных целях;
- Присутствии подготовки (тренировочный процесс, разминки), которая ведется целенаправленно для улучшения специфических способностей спортсменов.
Википедия подтверждает, что автоспорту присущи все черты настоящего спорта. Говоря об автоспорте, подразумевается — относящаяся к техническим видам спортивная дисциплина, где участники соревнуются между собой при помощи моторизованных средств транспорта. Турниры проводятся на разных типах автомобилей:
- Гоночных;
- Спортивных;
- Серийных.
Однако автоспорт не является единым, монолитным понятием. «Под крылом» автоспорта нашли свое место множество подвидов со своими правилами и инструкциями. Соревнования на дорожных средствах, оснащенных четырьмя и более колесами регулируются Международной федерацией автомобилей (FIA).
Как зарождался и развивался автоспорт в мире
Развитие автоспорта неразрывно связано с изобретением автомобиля и его технической модернизацией. Как только инженерная мысль реализовала свое детище и количество «колясок передвигающихся без посторонней помощи» стало достаточным для соперничества между собой, вот тогда и был произведен первый конкурс ставший прародителем автогонок.
В США
Жители штатов большие любители автогонок, но предпочитают ралли, в своей собственной стране игнорируя крупные мировые турниры.
Изначально в США для гонок на автомобилях, впрочем, как и везде в мире, использовались улицы общественного пользования. Однако вскоре стало понятно, что такие автогонки небезопасное занятие для болельщиков. Тогда устроители стали создавать автодромы, покрытые досками, скорость на них удавалось разгонять больше чем на грунтовых дорогах, но опасность представляли деревянные настилы. Они легко воспламенялись и просуществовали недолго с 1910 по 1920-е годы, часть из них сгорела, часть была закрыта.
Бордовые треки в форме эллипса с гладким кирпичным, а позже с асфальтовым покрытием были разработаны Indianapolis Motor Speedway параллельно деревянным, в 1909 году. Они были гораздо дороже, но отличались долговечностью и огнестойкостью. Овальные треки, благодаря удобству и возможности легко наблюдать за происходящим на соревнованиях вытеснили шоссейные гонки.
В Великобритании
Соединенное Королевство — ключевой игрок во вселенной автоспорта. С самого истока «Формулы-1» в 1950 году Великобританию представляли десятки гонщиков. Многие стали, чемпионами мира завладев девятнадцатью титулами наивысшей пробы. Многие стали величайшими автогонщиками современности. Лучшие спортсмены Соединенного королевства за историю существования автоспорта:
- Стирлинг Мосс;
- Майк Хоторн;
- Грэм Хилл;
- Джим Кларк;
- Джон Сертис;
- Джеки Стюарт;
- Джеймс Хант;
- Найджел Мэнселл.
Великобритания принимает участие и как страна устроитель автогонок. На ее территории проходят этапы чемпионата мира по версии «Формула-1», чемпионаты мира по ралли и широкий ряд национальных серий. Популярны во всем мире турниры: Чемпионат Великобритании по турингу или Чемпионат Великобритании по ралли. Помимо этого Соединенное Королевство предоставляет все условия для базирования таких команд как: Haas, Red Bull Racing, Mercedes, Alpine и является родной для коллективов: McLaren, Aston Martin, Williams.
Во Франции
Автомобильный спорт не мыслим без Франции, начиная с 1894 года и на протяжении порядка двух десятилетий, страна является центром автомобильного транспорта в мире. С 1952 года во Франции учреждена французская федерация автомобильного спорта, которая занимается регулированием всех автогоночных соревновательных процессов. В современной Франции стартуют международные соревнования и масса национальных чемпионатов:
- Чемпионат Франции по ралли (к слову эта дисциплина самая обширная и представлена 250 турнирами в ежегодном календаре);
- Чемпионат Франции по автодромам;
- Ралли Франции;
Под крылом федерации FFSA проходят обучение лучшие национальные водители, а академия автоспорта, локализованная в Ле-Мане, готовит лучших водителей автомобилей, автомехаников и инструкторов по вождению. Учебное заведение было открыто в 1993 году.
Проведение первых гонок
Книги и статьи в спортивных изданиях повествуют об истории проведения автогонок, вот несколько любопытных фактов. В 1867 году 30 августа состоялось состязание между двумя автономными дорожными транспортными средствами по заранее заданной траектории. Гонка проходила в Англии, точка отсчета находилась в Эштон-андер-Лайн, а место прибытия Олд Траффорд, Манчестер, дистанция составила 8 миль. Соревновательные события в мире автоспорта развивались по нарастающей:
- Июль 1878 года — первая гонка в Соединенных Штатах, стартовала от Грин-Бей до Эпплтона;
- В 1887 году 28 апреля гражданин Франции Фоссье организует состязание на автомобилях. Стартует конкурс на мосту Нейи траектория пролегала до Булонского леса, длина дистанции составила 1,2 мили или два километра;
- Первое в мире настоящее автомобильное соревнование считается состоявшаяся 22 июля 1894 года состязание на авто от Парижа до Руана, в турнире приняли участие 69 транспортных средств. Новость освещали в передовой прессе;
- Гонке Париж–Бордо–Париж приписывается звание «первой автомобильной гонки». Событие происходило в 1895 году, в июне месяце;
- Американской первой автомобильной гонкой принято считать "Чикаго Таймс-Геральд". Турнир состоялся в ноябре 1895г.
Регулярным местом для проведения соревнований по автогонкам становится французская Ницца, а первыми международными национальными соревнованиями является Кубок Гордона Беннетта.
Как развивался автоспорт в России
Автоспорт в Российской империи начинался, пожалуй, как и во всем мире с создания первых самоходных транспортных средств именуемых автомобилями. И находился на том же технологическом и спортивном уровне, как и в Европе.
В Советском Союзе автоспорт имел обширную государственную поддержку, однако больших мировых достижений достигнуто не было. В СССР проводили национальные чемпионаты «Формулы-1» на автомобилях собственного производства, но уровень соревнований не дотягивал даже до европейского уровня «Формулы-3».
Прорыв в развитии автоспорта в России начался с 90-х годов, когда команда «КАМАЗ-мастер» вырвалась в лидеры раллийных зачетов, а российские гонщики стали принимать участие во многих мировых автогоночных состязаниях. В 1995 году команда «КАМАЗ-мастер» впервые завоевала золото на ралли «Дакар», становясь впоследствии 18 кратным победителем этой известной гонки.
Когда состоялись первые автогонки
Первый турнир по автогонкам в царской России прошел 11 октября 1898 года в столице государства — С-Петербурге. За полтора с небольшим часа победитель «промчал» дистанцию в 39 верст. Победитель этого легендарного заезда на трициклах стал Павел Николаевич Беляев на своем Clement.
Победитель первых автогонок
Самый первый заезд в формате Гран При, организованном Санкт-Петербургским автоклубом состоялся в 1913 году, его победителем признан Георгий Суворин за рулем детища немецкого автопрома Benz. Хотя претендентом на победу был другой российский гонщик Иван Иванов на российском образце Russo-Baltique C24/58. Победа выскользнула из рук спортсмена по технической причине — ошибке секундомера.
Легенды советского автоспорта
Шоссейно-кольцевые гонки "Легенды советского автоспорта" была организована для возрождения автогонок кольцевого типа в Санкт-Петербурге на автомобилях советского и российского автопрома. В соревнованиях может принять участие любой желающий, на своей или взятой в аренду машине. Взнос за участие составляет 3 000 руб., а аренда обойдется порядка 15 000 с учетом бензина и двух заездов с квалификацией.
Гран-При «Формула-1» в России
Гран При России один из этапов «Формулы-1», который ежегодно проводится на гоночной трассе в поселке Сириус. Автодром проложен вокруг Олимпийского парка, первое соревнование на сочинской трассе стартовало в 2014 году.
История Гран При в России начинается с 1910 года и связана она со столицей Российской империи — Санкт-Петербургом. В 1913 и 1914 годах проходили этапы этого турнира в России, но Октябрьская революция 1917 года внесла свои коррективы в развитие автоспорта и проведение соревнований по этой системе.
Советские чиновники от спорта хотели заполучить один из этапов «Формулы-1» в своей стране, планировалось провести соревнование в Москве в виде Гран При СССР. Бюрократические нестыковки не позволили сбыться мечтам советских автогонщиков принять участие в гонке на своей территории.
С объявлением города Сочи столицей зимней Олимпиады 2014 года, было решено проводить здесь же и этап «Формулы-1». Соответствующий контракт был подписан на семь лет, в 2021 году новый контракт предполагал обустройство этапа «Формулы-1» под Санкт-Петербургом на трассе Игора Драйв. Но в 2022 году, в связи с общеизвестными событиями, все контракты на планировавшиеся гонки были расторгнуты.
Читать также: Фильмы про автогонки
Самые престижные автогонки
Автоспорт привлекает миллионы зрителей, многим нравятся скорость, экстрим, рев моторов. Потому и соревнований в автоспорте огромное количество от самых мелких, до крупных и престижных. В альманах самых крутых соревнований автоспорта можно включить чемпионаты:
- Ралли Дакар;
- Чемпионат мира по автогонкам на выносливость (WEC);
- Чемпионат мира World RX Rallycross;
- Чемпионат мира по ралли WRC;
- 24 часа Ле-Мана;
- Гран-при Монако;
- 500 миль Индианаполиса;
- Гонки DTM;
- Автогонки серии GT3;
- Гран-при Макао.
Зрелищность и драматизм этих соревнований зашкаливает. Знаменитые гонщики и целые команды выясняют кто быстрее, сильнее, чья машина более маневренная и скоростная.
История главной автогонки мира
Пожалуй, самый известный, наряду с «Формулой-1» чемпионат — это гонка «Ралли Дакар». Ранее соревнование называли «Ралли Париж Дакар». Проводится спортивный марафон, ежегодно начиная с 1978 года. На соревнованиях не выявляют абсолютного чемпиона, побеждают экипажи каждый в своем классе. Стартуют гонщики на модифицированных на базе серийных или специальных автомобилях, мотоциклах, квадроциклах, внедорожниках, грузовиках.
Ралли Марафоны по Африке проводились с 30-х годов прошлого века по разным маршрутам и имели разные названия. Ключевые гонки того времени:
- «Средиземное море — Нигерия» — 1930 год;
- «Алжир — Кейптаун» — 1951 год;
- «Лондон — Сахара — Мюнхен» — 1974 год;
- «Абиджан — Ницца» — 1973-77 гг.
Организаторы ликвидировали, уже ставшее традиционным соревнование «Абиджан — Ницца» из-за трагической ситуации с мотогонщиком из Франции Тьерри Сабин, чуть не стоившей ему жизни. Спортсмен заблудился в пустыне Ливии, его чудом удалось спасти от смерти, но ралли решил больше не продолжать.
Однако романтика опасного приключения подтолкнула Тьерри Сабина к созданию еще более грандиозного и массового чемпионата. Так появился «Париж — Дакар».
Самый титулованный автомобиль в мире
Споры за звание самого успешного автомобиля не утихают, как между производителями, так и между болельщиками. По каким критериям оценить успех спортивного автомобиля? Казалось бы все просто по количеству побед. Но подход к подсчету разнится. Например, какие соревнования должны пойти в зачет. Bugatti в свою копилку складывал все победы от самых престижных до местных турниров типа «подъем на холм». Такой метод делает самым результативным Bugatti Type 35 насчитывающим более 1000 побед. Но если учитывать только значимые турниры, то рейтинг самых титулованных гоночных авто выглядит так:
- Audi R8 — 5 место;
- BMW M3 E30 — 4 место;
- Porsche 956/962 — 3 место;
- Lancia Delta — 2 место;
- Porsche 911 — 1 место.
Porsche 911 стал победителем практически всех соревнований в разных дисциплинах: Париж-Дакар, 24 часа Дайтоны, 12 часов Себринга, Монте-Карло, 24 часа Ле-Мана и множество состязаний Гран Туризмо.
Краткая история “Формулы-1”
Предысторией появления «Формулы-1» были различные европейские гонки на автомобилях с открытыми колесами. Родоначальником состязаний считаются чемпионаты Европы — Гран При. Автогонки в этом формате проводились в прошлом веке. Так именовались гонки по названию приза, который вручался победителю — Гран При. Автогонок было много, организовывали их различные автоклубы. Первый турнир такого плана назывался Гран-При По (Pau Grand Prix), состоявшийся в 1901 году. С течением времени гонки менялись, объединялись, совершенствовались, а понятие Гран При укоренилось за любой престижной и элитарной гонкой. Сейчас каждый этап Формулы 1 называется Большой Приз или Гран При.
Вторая мировая война нарушила планы о создании единого чемпионата мира, но в 1946 году международная федерация автоспорта заявила о создании «Формулы-А», впоследствии ставшей легендарной гонкой «Формула-1». Первые соревнования включили в себя 7 гонок и стартовали в 1950 году. До современной системы «Формуле-1» пришлось пройти долгий путь борьбы организаций FISA и FOCA, которые в итоге договорились, подписав итоговый документ «Договор согласия». Спорт и коммерция были разделены на разные зоны ответственности, что привело к нынешнему организационному виду чемпионата.
Современный автоспорт
Современный автотранспорт обеспечивает широкие возможности для различных соревнований. Развитие и усовершенствование трасс диктуют необходимость для реализации самых дерзких и маневренных турниров. Классифицируют автогонки по видам трасс, по типам автомобильного транспорта, особенностям регламента. Основные разновидности, существующие в зоне мирового автоспорта:
- Кольцевые автогонки, характеризуются наличием асфальтированной трассы замкнутого типа, на которой соревнуются автомобили. Форма трассы, как правило, далека от правильного круга или эллипса, в нее массово включены повороты: апексы, шпильки и шиканы.
- Гонки на выносливость устраиваются для проверки снаряжения на прочность и возможностей выносливости спортсменов. Машины преодолевают большой маршрут во время одного состязания;
- Ралли проводятся не на замкнутых трассах, гонщикам необходимо преодолеть расстояние от начальной точки до конечной. Часть маршрута пролегает по автодорогам общественного пользования. Экипаж состоит из двух человек — пилота и штурмана.
- Трофи — это турнир внедорожников или грузовиков (реже легковых автомашин и или специальных мотоциклов) по пересеченной местности.
- Автокросс проходит по грунтовой трассе кольцевого типа. Участники гонок, модифицированные легковые и грузовые автомобили.
- Автослалом , целью соревнований является прохождение на время сложной трассы изобилующей поворотами, змейками, разворотами на 180˚ передним либо задним ходом и прочими фигурами. Разметка выполняется при помощи специальных конусов или покрышек.
- Автотриал (Триал) — прохождение практически непреодолимых искусственно созданных коротких дистанций.
- Дрэг-рейсинг — состязания, в которых спортсмены на обычных машинах или на болидах разгоняются по прямой.
- Дрифт — соревнования, проводимые на время, где гонщики участвуют в управляемых заносах.
- Гонки на выживание, проводятся на грунтовой кольцевой трассе. Соревнования имеют несколько разновидностей, в том числе разрешено применение силовой борьбы и выталкивание автомобилей конкурентов с дистанции.
- Картинг представляет собой гонки на небольших автомобилях называемых картами.
Автоспорт предлагает любителем еще многие виды соревнований, к примеру: состязания на подъем в гору, двадцати четырех часовые марафоны и другие менее популярные турниры.
Читать также: