Экипировка для мотокросса: необходимый минимум для езды на мотоцикле
Экипировка - важнейшая составляющая безопасности мотоциклиста. Как правильно выбрать мотоэкипировку? Из чего состоит мотоэкипировка спортсмена.
Отличия кроссовой мотоэкипировки
Мотоциклетная езда сама по себе относится к рискованным занятиям и требует наличия целого набора защиты. Некоторые элементы даже перечислены напрямую в ПДД. Однако когда речь заходит о езде по бездорожью, а тем более, о гонках, риск упасть становится огромным и ставки повышаются.
Поэтому экипировка для мотокросса сильно отличается от обычной мотоциклетной. Она старается сочетать в себе высокий уровень защиты и способность к движению, ведь применяется в очень активном виде спорта. Мало того, что элементы экипировки отличаются конструктивно, так еще и способ их крепления может быть другим.
Необходимый минимум для езды на мотоцикле
Начать рассказ об экипировке следует с необходимого минимума, а именно — со шлема и перчаток. Без них человека на байке не допустят даже к езде по обычной дороге, что уж говорить об опасных соревнованиях.
Шлем
Голова является наиболее уязвимой частью тела мотоциклиста, именно поэтому шлему уделяется огромное внимание. Они бывают разные, отличаются материалом и сферой использования. Например, дешевые модели делаются из поликарбоната. Но они много весят, что не годятся для мотокросса.
Более легкие материалы имеют высокую цену, но это не единственное требование к шлемам для мотокросса. Они имеют ряд конструктивных особенностей:
- усиление подбородка,
- козырек,
- отсутствие визора.
Такие особенности делают такие шлемы очень узнаваемыми, но это необходимость, связанная с повышенной травмоопасностью во время езды. Вместо визора к этим шлемам в комплекте идут специальные очки, которые защищают глаза от грязи.
Еще одно важное требование — особая конструкция застежки, которая называется Д-ринг. Она гарантирует, что шлем ни при каких условиях не расстегнется и не слетит с головы, обеспечивая тем самым безопасность.
Шлемы также отличаются расцветкой, но что самое обидное, за нее нередко приходится переплачивать. Это печальная истина, но узнаваемый образ спортсмена — превыше всего.
Читайте также: Первый складной шлем для мотоспорта
Перчатки
При падении человек всегда выставляет руки вперед, так что кисти необходимо защищать в первую очередь. Поэтому перчатки являются вторым обязательным требованием для езды на мотоцикле.
Текстильные или кожаные?
Райдеры нередко беспокоятся о своем комфорте, и в соответствии с этим желанием выбирают материал. Обычно выбор сводится к коже или текстилю. Кожа обладает целым рядом преимуществ:
- лучшая защита,
- меньше промокает,
- теплее.
Это все объективные плюсы, и даже для терморегуляции есть модели с перфорацией, однако для агрессивной езды они не годятся.
Как ни парадоксально, но именно перчатки для мотокросса обладают наименьшей степенью защиты. Связано это с необходимостью быстрого и комфортного управления. Поэтому их делают из текстиля или замши.
Защитные накладки: какие, где и сколько
Для защиты материал накладок роли не играет, это может быть резина, карбон, или пластик. Но в мотокроссе чаще всего используют перчатки с резиновыми вкладками, либо вовсе без защиты — все для свободы движений. Любые внешние примочки, особенно на костяшках, справедливо признаются лишними.
Взамен, как и на всех хороших моделях перчаток, особое внимание уделяется тыльной стороне ладони. Во-первых, она страдает в первую очередь. Во-вторых, более плотный слой материала в этой области позволяет улучшить сцепление с ручкой руля. В этом месте крайне желательно проконтролировать наличие накладки.
Какая застежка надежнее
Разновидность застежки не играет особой роли, она влияет на удобство использования. Липучки гораздо удобнее кнопок и крючков, но это дело вкуса. Важнее проверить расположение застежки: она должна быть на верхней части запястья. Тогда вероятность, что она расстегнется во время падения, практически пропадает.
Что делать, когда жарко или холодно
Есть такая практика, когда перчатки заправляются в рукав куртки, и тогда поток воздуха охлаждает тело спортсмена. Это удобно, но является лишь полумерой. Мотокроссная экипировка является продуманной, и желательно иметь разные комплекты для различной погоды.
Гораздо эффективнее с жарой или холодом борются система вентиляции и термобелье.
Что еще нужно купить для лучшей защиты при езде
Всего вышеописанного достаточно для езды по правилам ПДД, и нередко райдеры пренебрегают остальной защитой, для экономии. Как итог — огромные счета за лечение. В мотокроссе совсем другие условия езды, так что к ним нужно подходить ответственно.
Мотокуртка
Кожаная куртка давно стала основным атрибутом мотоциклистов, и дело не только во впечатляющем внешнем виде. Дело в том, что кожа предлагает отличные свойства защиты при скольжении по асфальту. На мототреке, например, байкер может проехать по асфальту приличное расстояние, а потом, как ни в чем не бывало, продолжить гонку.
Однако такой вариант актуален только для просторного асфальтового покрытия, а если речь идет о внедорожье — то там гораздо важнее защита от ударов. Поэтому, обеспечение безопасности в таком случае целиком ложится на панцирь и наколенники, а куртка особой роли не играет.
Для мотокросса используют так называемые джерси. Это легкая одежда, которая надевается поверх панциря, и защищает разве что от грязи. Она прежде всего обеспечивает вентиляцию и придает гонщику спортивный вид.
Мотоштаны и мотоджинсы
Для мотокросса можно взять универсальные мотоштаны, в которые будет включена либо защита, либо кармашки для нее. Также они снабжаются различными водонепроницаемыми или согревающими прокладками. Но профи редко выбирают такую разновидность, ведь стоит она дорого, а при повреждении менять ее придется целиком.
Лучше выбрать простые однослойные мотоштаны с хорошей вентиляцией. Основное требование к ним: хорошее прилегание к ногам и отсутствие мешковатости. Иначе они будут цепляться за все подряд.
Как выбрать штаны для мотоцикла
Профи выбирают однослойные штаны не только из-за того, что их дешевле менять. Отсутствие встроенной защиты делает весь комплект снаряжения более гибким для настройки под себя.
Термобелье
Сочетает в себе три свойства:
- отвод влаги,
- сохранение тепла,
- дополнительную защиту.
Есть специализированные модели из плотного материала со вставками для наколенников и налокотников.
Мотоботы
В мотокроссе обуви уделяется особое внимание. Обычно для мотоцикла годятся любые берцы, но они не обладают нужными свойствами. Мотоботы для кроссовой езды должны быть жесткими и высокими, а связано это с двумя причинами.
Первая: высокая обувь фиксирует стопу. Причем, до такой степени, что в них становится сложно ходить. Однако при падении это убережет ногу от многих травм, а особенно от вывихов голеностопа.
Вторая причина: кроссовая езда подразумевает тесное сжатие байка ногами, дабы не слететь с него. В это время возникает вероятность обжечься о горячие части корпуса, от чего и защищает высокая обувь. Следует учитывать, что сам материал мотоботов должен выдерживать высокую температуру и не плавиться. Так что экономить на обуви — не лучшая идея.
Защита тела
Обычный панцирь для мотоезды обеспечивает только защиту спины, но для бездорожья нужен более широкий подход. Если при езде по дороге падение является исключительным случаем, то в мотокроссе это событие частое. Поэтому, защита должна покрывать большую часть тела и быть долговечной.
Она выполняется в виде жилета, или вообще продается как отдельный костюм, в котором объединена также защита для плеч, ног, и рук. В качестве материала обычно используют высокоплотную пену с карбоновым волокном, что добавляет и прочности, и надежности.
Особенность конструкций для бездорожья подразумевает меньшее количество отдельных элементов, что увеличивает жесткость защиты и ее срок службы. Минусом этого подхода является дополнительное сковывание тела.
Ошейник
Еще одна неотъемлемая часть мотокросса. Ошейник — это специальное устройство, фиксирующее шею. Оно мешает спортсмену крутить головой, однако это предотвращает вывихи, которые могут нести опасность для жизни. Кроме того, ошейник защищает от удара основание черепа и шейные позвонки.
Защита суставов (наколенники и налокотники)
Наколенники и налокотники бывают разные: некоторые надеваются как отдельные элементы, другие являются частью панциря, третьи помещаются в специальные вкладки.
Отдельные элементы могут обладать целым рядом преимуществ, главное из которых — простота замены. Кроме того, существуют шарнирные модели, которые фиксируют суставы и предотвращают вывихи во время падения.
Общие советы по выбору экипировки для мотокросса
При покупке снаряжения имеет смысл присмотреться к наборам:
- термобелье для мотокросса,
- джерси и штаны с одинаковой расцветкой
- полный набор защиты.
Это удобно, и лишает спортсмена необходимости делать покупку в разных местах, упрощает примерку. Взамен, наборы обычно стоят дороже, чем все элементы по отдельности, так что здесь играет роль ваш бюджет.
В остальном, следует помнить одну истину для мотокросса: не падает тот, кто не ездит. Так что экипировкой нельзя пренебрегать, и более того, подходить к ее выбору нужно с максимальной ответственностью.
Читайте также: