Велосипед для велокросса называется также циклокросс.

Особенности велосипедов для велокросса

Особенности и характеристики велокроссового (или циклокроссового) велосипеда, элементы конструкции, сходства и различия с другими типами велосипедов

Опубликовано 5 января 2023г. 11:21 271 просмотр
0
0
Скопировать
Telegram
OsborneDsds
OsborneDsds 2 подписчиков

Циклокросс и велокросс - это одно и то же?

Циклокросс имеет другое название – велокросс – спортивная дисциплина, где спортсмены на специальном велосипеде преодолевают короткую кольцевую трассу по пересеченной местности с техническими препятствиями. К естественным барьерам относятся холмы, корни деревьев, рвы, насыпи, грязь, снег и прочее. К искусственным – небольшие стенки, высотой, как правило,  до 50 см. Для  успешного прохождения трассы необходимо мастерски владеть управлением велосипедом, иметь хорошую выдержку и физическую подготовку.

Циклокросс как вид спорта

Циклокросс (Cyclocross) как дисциплина спорта – сочетание велокросса и бега для преодоления дистанции с препятствиями. Во время движения по маршруту спортсмены сталкиваются с естественными или искусственными препятствиями. Для преодоления барьеров необходимо не только  искусно управлять своим байком, но также периодически спешиваться и бежать с велосипедом на плече или держа руках. Поэтому велосипед для циклокросса имеет свои особенности.

Что такое циклокроссовый велосипед

Соревнования по велокроссу проводятся в осенне-зимне-весенний период, когда маршруты для участников проходят через грязь, снег. Чтобы преодолевать такие препятствия был разработан циклокроссовый велосипед – гибрид маунтинбайка и шоссейника. Внешне он похож на шоссейник, но вилка и перья шире, чтобы была возможность установить широкие шины с грязевым протектором. От горного велосипеда ему досталась прочность рамы, мощные тормоза.

Преимущества и недостатки

Главное преимущество циклокросса – способность рассекать грязь, воду, снег на высоких скоростях, он уверенно себя чувствует на траве, песке, грунтовых дорогах, лесных тропах. Поэтому на нем катают не только на соревнованиях, но и при обычной езде по пересеченной местности.

Второе преимущество – невысокий вес (7,5-10 кг) относительно МТБ (13-14 кг). Этот критерий важен для преодоления продолжительной части дистанции, когда необходимо нести велосипед на себе.  

Еще одно преимущество – высокая маневренность на низких скоростях. Это позволяет ювелирно преодолевать препятствия в виде корней, ям, где большая скорость не нужна.

К недостаткам относят низкую динамику на ровных асфальтированных дорожных покрытиях шоссе, городских улицах. К тому же на большой скорости велосипед может уходить в занос.  

Вторым небольшим недостатком считается его слабая проходимость по сложным трассам через горную местность, где барьерами служат большое количество камней. Как гибрид, он все же для более спокойных дорог, но не шоссейных.

Характеристики циклокроссового велосипеда

Конструктивные особенности рамы

Поскольку в велокроссе есть необходимость носить велосипед на себе, рама для циклокросса адаптирована для удобства переноски.

Особенностями рамы:

  • длинные нижние перья;
  • угол наклона рулевой колонки в 70 С (у шоссейника 73 С);
  • нет завала верхней трубы. 

Эти параметры обеспечивают хорошую управляемость велосипедом на низких скоростях. 

Рамы изготавливают из углеродного волокна, алюминия, облегченной стали. Эти материалы легкие ,прочные и износостойкие.

Тормозная система

На циклокроссовый байк чаще всего устанавливают тросовые или гидравлические дисковые тормоза, которые более эффективны при торможении, чем у шоссейника. 

Тормозная система циклокросса  оснащена дополнительными тормозными ручками, расположенными на верхней части руля. Это позволяет более удобно управлять тормозом на технически сложных участках.

Цепи

На циклокросс устанавливают двойную цепь. При этом передняя звездочка имеет меньше зубьев, что означает меньшую передачу спереди. Это увеличивает устойчивость байка на бездорожье, грязи, снегу и песке. Производители считают, что двойная цепь снижает вероятность механических проблем.

Шины, диски

Для циклокросса изготавливают покрышки большого объема (стандартно 28 дюймов) с глубоким протектором. Такие шины обеспечивают более надежное сцепление колес с грунтом, повышают амортизацию, устойчивость к проколам и повреждениям. Чаще всего производители устанавливают бескамерные покрышки, которые устойчивы к быстрому износу.

Диски для велокросса схожи с колесами МТБ, но для прочности и долговечности имеют большее количество спиц.

Какие еще есть характерные особенности у циклокроссов

Кроме перечисленных характеристик циклокросса, стоит выделить: 

  • менее агрессивную посадку относительно шоссейного байка. Это позволяет не только катать, но и преодолевать препятствия в расслабленном положении;
  • тросы для тормоза и трансмиссии расположены так, что не мешают при переноске велосипеда и исключают случайное переключение переключателей или перемещение троса в другое положение.

Сходства и различия циклокросса и других моделей

От шоссейника и горного велосипеда циклокросс взял все самое лучшее, чтобы получить хорошую управляемость в сочетании с высокой проходимостью.

Циклокросс – велосипед, предназначенный для быстрого перемещения по бездорожью, грязи, снегу, песку. Внешне он схож с шоссейным, однако рама кроссового байка имеет особенности в геометрии, которые обеспечивают большую маневренность, возможность комфортной переноски. Об этом написано выше.

Циклокросс выбирают для:

  • участия в гонках по пересеченной местности;
  • поездок по дорогам со сложным грунтом и покрытием, грунтовкам;
  • езды по проселочным, лесным дорогам.

Этот байк не пригоден для скоростных шоссейных соревнований и тем, кто любит скоростную езду.

Особенности циклокросса:

  • большие грязевые зазоры в вилке и перьях;
  • высоко поднятая каретка относительно земли;
  • другой тип тормозов, в отличие от шоссера;
  • более острый угол наклона рулевого стакана;
  • широкие шины для хорошего сцепления с поверхностью;
  • тросы тормозной системы и трансмиссии расположены внутри рамы.

Шоссейный велосипед

Шоссейный велосипед предназначен для езды по твердым, асфальтированным дорогам на высокой скорости. В этом классе модели различаются между собой геометрией рамы, в зависимости от того, как шоссер будет использоваться: для затяжных подъемов, длинных дистанций или гонок на время. Однако в отличие от циклокросса:

  • наклон рулевого стакана будет с меньшим углом;
  • каретка опущена максимально низко. Нет необходимости спасать её от чрезмерной грязи;
  • короткая колесная база;
  • тормоза дисковые или ободные;
  • вилка с минимальным грязевым зазором.

Что лучше циклокросс или шоссейник?

Однозначный ответ найти сложно, так как циклокросс и шоссейник используются в разных условиях, по разным дорогам. Чтобы выбрать между этими моделями, необходимо определиться, где и как будет использоваться велосипед.

Гравийные велосипеды

По характеристикам гравийный велосипед – среднее между шоссером и циклокроссом. Внешне он похож на скоростной велосипед с широкими покрышками. На нем спокойно можно свернуть с асфальтовой дороги на проселочную дорогу без большой потери скорости.  

Геометрия рамы – что-то среднее между кроссовым и шоссейным байком, также средние показатели имеют наклон стакана руля, колесная база и положение каретки. Вилка выполнена с большим грязевым зазором и возможностью установки покрышек большого размера. 

Отличительная особенность – возможность крепления дополнительных приспособлений для перевозки багажа, крепления бутылочек и прочих.

Что выбрать?

Каждый выбирает велосипед по своему назначению. Однако если стоит выбор гравийный или циклокросс, то стоит задать себе вопрос: я буду больше катать как любитель, с возможностью перевозить какие-то грузы или получить победу в гонках по бездорожью?

Горные велосипеды

Горный велосипед отличается от вышеперечисленных максимальной универсальностью. На нем одинаково комфортно ездить по грунтовым, горным дорогам, пересеченной местности и шоссе. Он отличается тем, что на него можно установить широкий диапазон покрышек, обеспечивающих необходимое сцепление с той поверхностью, где будет катать велосипед. Кроме этого, горный велосипед отличает:

  • прочная, компактная рама;
  • амортизационная вилка;
  • наличие подвески на обоих колесах, реже на одном;
  • каретка расположена на уровне втулок колес;
  • колеса с двойным ободом.

Все вместе позволяет использовать маунтинбайк под разные стили езды: прогулки, кросс-кантри, эндуро, фрирайд, олл-маунтин и даунхилл. Создавать модели для женщин, мужчин, детей.

Что взял циклокросс у модели маунтинбайка

Чтобы циклокросс был более управляем и проходим при езде по пересеченной местности с разным грунтом, инженеры позаимствовали для него некоторые детали от маунтинбайка:

  • большие, широкие шины для большей площади контакта с грунтом;
  • увеличенные задние звездочки, с помощью которых облегчается подъем на крутые подъемы;
  • маленькие передние звездочки обеспечивают высокий клиренс;
  • надежные дисковые тормоза;
  • контактные педали, позволяющие не скользить ноге во время езды.

Как выбрать циклокроссовый велосипед

При выборе байка чаще всего учитываются следующие параметры:

  • универсальность. Циклокросс отличается от МТБ и шоссейника тем, что можно установить шины меньшего диаметра и кататься не только в условиях бездорожья, но также в городских условиях и на шоссе;
  • вес. Важный показатель, если основная цель – участие в соревнованиях. В среднем байк весит 7,0-7,5 кг, что на несколько килограмм ниже горного или шоссейного велосипеда;
  • стоимость. Велосипед для циклокросса стоит меньше, чем МТБ за счет отсутствия амортизационной вилки.

Кроме перечисленного, немаловажно учитывать рост велосипедиста и размер рамы велокросса. Неправильно подобранный по размеру байк усложняет управляемость им.

Выбор ростовки циклокросса

Размер рамы или ростовка указываются в миллиметрах и измеряется, как высота подседельной трубы. Разные производители указывают ростовку в цифрах или обозначают буквенными символами S, M, L и XL.

При росте спортсмена ростовка рамы составит (в см):

  • 157-163 – 49-51 (XS);
  • 163-170 – 50-54 (S);
  • 170-178 – 54-56 (М);
  • 178-183 – 56-58 (M/L);
  • 183-190 – 57-59 (L);
  • 190-198 – 60-63 (XL).

Размер рамы у разных производителей может отличаться. 

Эти размеры являются ориентировочными. Если был опыт катания на подходящем по рекомендации размере, но ощущения комфорта не было, то при выборе нужно учитывать 2 показателя: длина подседельной трубы и длина верхней трубы. По ним можно выбрать более комфортную раму большего или меньшего размера.

Кому не подойдет циклокроссовый велосипед

Несмотря на универсальность циклокросса, он точно не подойдет тем кто: 

  • хочет участвовать в шоссейных гонках или проводить тренировки на шоссе. По сравнению с шоссейником, циклокросс медленный, плохо развивает скорость;
  • увлечен триатлоном. В этой дисциплине для велосипеда важна хорошая аэродинамика, чем циклокросс не может похвастаться.

В целом, кроссовый велосипед можно рекомендовать любителям бездорожья или неспешной городской езды.

Рейтинг лучших велосипедов для циклокросса

Перед тем как купить циклокросс велосипедисты просматривают множество производителей, марок и отзывов на них. Для спортсмена и любителя важны надежность байка, гарантии и репутация бренда. В нашей статье рейтинг веломарок составлен по отзывам велосипедистов в сети интернет.

Specialized

Под этой маркой компания изготавливает модели кроссовых байков с легкой рамой агрессивной геометрии, современного дизайна. Переключение передач легкое, за счет правильного подбора комплектующих. Это делает их быстрыми, маневренными и динамичными. Однако такой велосипед сложно отнести к бюджетному или среднему ценовому диапазону.  

Trek

В классе циклокроссовых велосипедов отличается универсальностью. Пользователи утверждают, что на нем комфортно ездить как по бездорожью, так и на асфальтовом покрытии. В некоторых моделях предусмотрена установка крыльев и багажника.

Giant

Отличительная особенность бренда – легкие модели с карбоновой вилкой, глушащей вибрации. Трансмиссия отличается четким и легким переключением передач.

Cannondale CAADX

Несмотря на гоночную геометрию рамы, эти велосипеды можно катать даже на асфальтированной дороге. Акцент производителя – хорошие дисковые тормоза.

Surly

Этот бренд выпускает универсальные циклокроссовые велосипеды, делая акцент на качестве комплектующих и надежность агрегата. Кроме этого акцент смещен на современный дизайн, возможность крепления багажника и крыльев.

Эти бренды сложно назвать бюджетными, однако производители часто делают акции и скидки. Отслеживая их, можно купить хороший циклокросс с надежной гарантией, расширенной сетью сервисных центров.

Заключение

При выборе для себя стального друга необходимо учитывать в первую очередь, как и где он будет использован. В первую очередь стоит обратить на технические характеристики, от которых во многом зависит стоимость велосипеда. Конечно же, комфортное катание обеспечено правильно подобранным по размеру байку. 

Среди разнообразия производителей стоит выбирать по большому количеству положительных отзывов, но не лишним будет прокатиться на понравившейся модели самостоятельно. 

Читайте также:

Оцените публикацию
Средний рейтинг 0
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и написать комментарий!
0 комментариев
По новизне
Самые новые
Самые популярные
avatar-blank